Наталия Алфёрова
Педагогическое эссе «Изучая глубины Вселенной. Творческие способности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
(В. А. Сухомлинский)
Работая в детском саду, передо мной стоят некоторые задачи: создать для детей предметно-пространственную среду, которая должна обеспечить возможность реализации разных видов активной детской деятельности; создать условия для развития детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развивать творческий потенциал.
Нет неталантливых детей, все дети рождаются - творческими.
Публикация «Педагогическое эссе „Изучая глубины Вселенной, Творческие способности дошкольников“» размещена в разделах
Дети – это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью он открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Творчество в своем развитии предполагает две стороны – замысел и способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие творчества в той или иной деятельности. Формирование творческой личности у детей – это одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Еще одним условием развития творческих способностей дошкольников является художественное конструирование.
Художественное конструирование дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Работая воспитателем в детском саду, я поняла, что если у детей хорошее настроение, я смогу научить их чему угодно. Обучение является очень важной частью моей работы, но внешне оно выглядит веселой занимательной игрой. Мои воспитанники уверены, что они просто играют, и никогда не подозревают, что их чему-то учат. Готовность к восприятию и познанию окружающего мира, умение рассуждать, улучшение моторики и координации движений приходят как бы исподволь. Но, начав заниматься с ребенком, очень скоро замечаешь, что он стал быстрее развиваться, лучше ориентироваться в окружающей среде, научился сосредотачиваться и у него появляется чувство независимости, уверенности, анализирует свои поступки и перестает баловаться.
В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных, художественно эстетических способностей. Огромное значение для развития творческих способностей дошкольников имеет развитие их внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития творческого мышления, творческих способностей детей.
Чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т. е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно.
В развитии творческих способностей у детей огромную роль играют не только педагоги, но и родители. Они должны всегда поощрять ребенка, положительно реагировать на все начинания своего малыша. Таким образом, у его формируется понимание того, что создавать что-то новое — это хорошо.
Ценность детского творчества заключается не в продукте, а в самом процессе. Творчество дошкольников важно не само по себе, а в той мере, в которой оно способствует деятельности ребенка.