Светлана Заболотняя
Педагогическое эссе на тему «Наставник: должность или миссия?»
▼ Скачать + Заказать документы
«То, с чем я родился,
Подарок Бога.
То, с чем я умру,
Мой подарок Богу»
Шалва Амонашвили
Здравствуйте! Ну что ж, не стойте у ворот. Проходите, я приглашаю вас в свой волшебный сад. Ах, да, забыла представиться, я обычная современная садовница, выращиваю удивительные цветы. Посмотрите сколько вокруг разных и необычных цветов. Есть яркие и совсем незаметные, есть притягательные и с первого взгляда неприметные, есть вьюночки и колючки, одним словом, разные в моем саду цветы. А еще мои цветы умеют разговаривать и не только разговаривать, а еще и петь, танцевать, рисовать. Вот такие чудесные цветы растут в моем саду, да еще у каждого цветка свой характер, к каждому свой подход найти надо. Люблю я свой сад и очень люблю цветы. Вот уже на протяжении 30 лет я совершенствую искусство взращивания детских душ. Это искусство я постигала, знакомясь с опытом выдающихся классиков и новаторов в этой области. Чтоб мой сад стал таким красивым, мне пришлось не один год по всему свету собирать уникальные рецепты по уходу за моими удивительными цветами. Теперь и я могу про себя сказать, что я опытная садовница и мне есть чем поделиться с теми, кто еще только начинает науку цветоводства постигать. Не так давно в 2021 году довелось в одном большом конкурсе участвовать «Лучшая садовница», это мое огромное достижение, я тогда победительницей стала.
Публикация «Педагогическое эссе на тему „Наставник: должность или миссия?“» размещена в разделах
Большая работа была проделана, много открытий сделано, уникальных рецептов собрано и так захотелось всеми этими сокровищами поделиться со всеми, кто, так же как и я любит цветы. Вот тогда и начался новый этап в моей жизни – наставничество.
Наставник – должность или миссия, если рассуждать из предложенных понятий (категорий)–это ограничивает нас в выборе. Как в сказках герой оказывается на перепутье трех дорог, так и здесь у каждого человека с накопленным опытом есть свое чувствование и понимание наставничества. Но сначала давайте обратимся к толковому словарю русского языка и узнаем значения слов: наставник, должность, миссия.
Должность - служебное положение, место в каком-л. учреждении, предприятии и т. п. и связанные с ним служебные обязанности.
Миссия - высокое предназначение, ответственная роль.
Наставник - человек, который учит других, дает советы, будучи более опытным в чем-л.
Исходя из значений заданных категорий, можно сделать вывод, что наставником становится человек, сумевший пройти путь от станции «должность» до станции «миссия», выдержавший все испытания этого пути. У каждого человека своя дорога, кому – то удается выйти на свою главную дорогу, а кто – то попадает в тупик. Человек, нашедший правильный путь в жизни, может для кого – то стать путеводителем. Путеводитель – это одно из значений слова наставник.
Дорога к наставничеству длится несколько десятков лет (у меня она заняла 30 лет, на каких –то отрезках она была ровной и прямой, где – то приходилось преодолевать трудности и проходить испытания, иногда дорога преподносила сюрпризы, помогала совершить открытия, но чаще всего ты и не предполагаешь, что ждет тебя за поворотом. Все твои открытия, рецепты преодоления трудностей, достижения и даже ошибки становятся тем самым ценным багажом жизненного опыта, которым хочется поделиться.
Основная задача наставника– помочь молодому педагогу сформировать свой индивидуальный педагогический стиль, увидеть его солнечную жемчужину индивидуальности, которая пока еще скромно спрятана внутри, поделиться своим светом, чтоб зажечь ее, поэтому наставник немножко волшебник. Его волшебство базируются на системе общечеловеческих ценностей и умении управлять собственной творческой силой. Наставник, словно волшебник, помогает своему подопечному проявить лучшие стороны своей души, показывает ему разнообразие возможностей и помогает раскрыть его способности. Но а сейчас давайте заглянем в мою «шкатулку мудрости» и я с радостью поделюсь своими рецептами.
Рецепт 1:
Гуманистическая направленность, проявление понимания и сострадания
В первую очередь – это любовь к детям и к своей профессии. Воспитатель, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Задача современного педагога, создать ситуацию успеха, мотивировать его к деятельности, чтобы ребенок захотел получать знания и становился активным участником формирования своей личности.
Рецепт 2:
Постоянная работа над собой, активная жизненная позиция
Воспитатель – человек, который всегда в пути: в пути самопознания, самосовершенствования, постижения своего духа. Лишь обладая духовным стержнем и чистой душой, мы может стать наставником подрастающего поколения.
Рецепт 3:
Творческий подход к жизни и работе
Я придерживаюсь такого правила, что каждый человек творец своей судьбы, поэтому ко всему в своей жизни я подхожу творчески.
Рецепт 4:
Педагогический оптимизм
Хочется сказать о таком профессионально значимом личностном качестве воспитателя как позитивность и жизнерадостность. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять и наличием чувства юмора. Здесь мне помогает философия Карлсона, обаятельного, веселого шалуна и проказника, способного всегда найти, пусть может быть и абсурдный, но выход из непростой ситуации.
Как вы понимаете в моей «шкатулке мудрости» еще много разных рецептов, поэтому я не говорю «прощай», а приглашаю в свой волшебный сад, где царит мелодичная музыка пчелиного жужжания и нежный букет запахов, чтобы продолжить наш разговор.
Ах да, наставник — это не просто должность или статус, это ближе к миссии, которую выполняют избранные.