Получи документы

Консультация «Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ»

Смирнова Ксения
Консультация «Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка» (В. А. Сухомлинский)

Педагогическое взаимодействие, его виды:

• Субъект-объектное (педагогика подавления, насилия и принуждения)

• Субъект-субъектное (отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе»)

Подходы к педагогическому взаимодействию :

Публикация «Консультация „Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ“» размещена в разделах

• До середины 80-х годов XX века: общение воспитателя с ребёнком, как живого, естественного человека с таким же человеком рассматривалось как «опасный непедагогический нонсенс» (Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова).

Педагогическое взаимодействие как межличностное, развивающее и развивающееся общение (С. А. Смирнов, Н. Ф. Радионова, М. И. Рожков, Л. В. Байбородова и др.).

Стороны педагогического взаимодействия :

• непосредственно коммуникативная;

• интерактивная;

• перцептивная (А. В. Батаршев, В. Хохлова, А. Штефан, Г. М. Андреева).

Компоненты педагогического взаимодействия :

• Когнитивный - знание личностных особенностей друг друга, лучших сторон ребенка;

• Эмоциональный - понимание, принятие трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения друг друга;

• Поведенческий - помощь, подстраховка, поддержка друг друга, изменения способов поведения и действий «навстречу» интересам другого

Характеристики педагогического взаимодействия :

• носит субъект – субъектный характер ;

педагог относится к ребёнку как к равному;

педагог занимает позицию социального оптимиста ;

педагог доверяет воспитаннику самостоятельно действовать ;

педагог готов (имеет установку) организовывать развивающее и взаиморазвивающее взаимодействие ;

педагог – верный пример для ребенка;

• отношения между педагогом и ребёнком - межличностные ;

• происходит систематическое усовершенствование, повышение уровня взаимодействия, углубление и упрочнение межличностных связей;

педагог ощущает ответственность перед будущим и за своих воспитанников;

педагог любит своих воспитанников.

Субъект – субъектный характер педагогического взаимодействия включает в себя :

• Уважение к ребёнку

• Отношение к ребёнку как к равному, равноинтересному партнёру

• Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка

Практические рекомендации педагогу для использования в работе:

Педагог предлагает ребёнку ситуации выбора, чаще задаёт вопросы, а не выдаёт заранее продуманные ответы и «рецепты»;

• Использование метод проектов, как форма, максимально учитывающая право ребенка на активность и на индивидуальность;

• Использование игровых приёмов и ситуаций, как максимально учитывающих возрастные особенности дошкольников.

Отношение педагога к ребё нку как к равному включает в себя:

• Эмпатия и идентификация – педагог помнит себя в возрасте воспитанников

• Уважение к ребёнку

• Отказ педагога от позиций «сверху», «мне виднее», «я опытнее»

Практические рекомендации педагогу для использования в работе:

• Использование рефлексии;

• Использование «Я-сообщения», «Ты-сообщения»;

• Контакт с ребёнком «глаза в глаза».

Педагог занимает позицию социального оптимиста:

• Вера в сильное и положительное в ребёнке

• Акцент на успехах и достижениях, а не на промахах ребёнка

Практические рекомендации педагогу для использования в работе:

• Делать акцент на успехах и достижениях ребёнка;

• Эффективное поощрение воспитателем;

• Отказ воспитателя от ярлыков.

Педагог доверяет воспитаннику самостоятельно действовать:

• Вера в силы ребёнка

• Страхующее доверие педагога

• Предоставление разумной свободы ребёнку

Практические рекомендации педагогу для использования в работе:

• Свобода действий, призвание права ребё нка на активность: четыре зоны свободы по Ю. Б. Гиппенрейтер;

• Помощь ребёнку при необходимости (ребенок просит сам, ему требуется показ действий);

• Осуществление гибких проектов.

Педагогверный пример для ребенка:

• воспитывающий поступок

«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

o А. С. МАКАРЕНКО

• авторитет

«Воспитание детей есть только самосовершенствование…». Л. Н. ТОЛСТОЙ

• двойные стандарты

• ответственность

Практические рекомендации педагогу для использования в работе:

Педагог должен быть и участвовать в организованной деятельности наравне с детьми (СОВМЕСТНАЯ деятельность);

Педагог должен искать в ежеминутно возникающих ситуациях воспитательный и развивающий потенциал.

Отношения между педагогом и ребенком - межличностные:

• Формально-ролевое взаимодействие - малоэффективно

• Готовность педагога вступить в диалог

• Готовность педагога проявить свою индивидуальность

• Интерес педагога к личности ребенка

Практические рекомендации педагогу для использования в работе:

Педагог стремится узнать о воспитанниках больше (не от родителей, а от них самих детей);

Педагог наблюдает, спрашивает мнение детей;

Педагог дарит детям «чуть больше времени», чем «положено» по должности

Методы диагностика педагогического взаимодействия :

• Самодиагностика (опросники, тесты)

• Проективные методики – оцениваем «глазами ребенка»

• Наблюдение

Самодиагностика (опросники, тесты)

• Диагностический экспресс-опросник для воспитателей

Цель опросника: изучить уровень развития компонентных характеристик педагогического взаимодействия воспитателя с детьми, выделенных Н. Н. Обозовым, М. И. Рожковым, Л. В. Байбородовой.

• Самодиагностика развития основных компонентов педагогического взаимодействия воспитателей с детьми 6-7 лет (модифицированный вариант анкеты Л. В. Байбородовой).

Цель диагностики: выявить особенности развития основных компонентов педагогического взаимодействия в ходе их самооценки.

Проективные методики

• Проективная методика – оцениваем «глазами ребенка»

• Проективная методика «Мой день в детском саду»

Цель диагностики: изучить особенности оценки ребенком процесса межличностного взаимодействия с ним воспитателя группы детского сада.

• Проективная методика – «У тебя новая игрушка, ты хочешь ее кому-нибудь показать»

• Диагностическая проективная методика оценки отношений

«Дети - воспитатель» (И. А. Комарова, Р. Л. Непомнящая)

Цель методики: Изучить особенности эмоционального отношения ребенка к педагогу детского сада.

Наблюдение

• Наблюдение с целью исследовать особенности взаимодействия воспитателя и детей в педагогическом процессе в группе ДОУ (по критериям Н. Ф. Радионовой, О. С. Газмана, А. С. Смирнова)

• Наблюдение с целью оценить эффективность взаимодействия как средства развития и воспитания дошкольников (меняем критерии в зависимости от исследуемой проблемы).

«Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

Януш Корчак

Публикации по теме:

Консультация «Взаимодействие участников педагогического процесса в речевом развитии детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей тема: «Взаимодействие участников педагогического процесса в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Анализ методического обеспечения образовательного процесса в ДОО На 01.09.2018 г. функционирует – 4 дошкольные группы: МБОУ «Новинская СОШ» ДО – 4 группы - первая младшая группа от 2 до 3 лет. - вторая.

Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ к программе психолого – педагогического сопровождения участников образовательных отношений 1.1. Пояснительная записка Опыт.

Игра как основа проектирования образовательного пространства в современном детском саду Игра, как основа проектирования образовательного пространства в современном детском саду. Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет.

Интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса «Азбука финансов» Ведущий: Нашу встречу, наш разговор мы со «Здравствуйте» начнем! Здравствуйте уважаемые родители, гости, участники образовательных отношений.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта» Цель мастер - класса: Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией - с кинезиологией. Задачи: • привлечь педагогов.

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ Развитие ребенка в дошкольный период — это сложный и многогранный процесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые границы окружающего.

Консультация «Организация образовательного процесса в ДОУ» Организация образовательного процесса в ДОО В. М. Васильченко, пгт Яя, Кемеровская область. Введение ФГОС дошкольного образования связано.

Взаимодействие всех участников образовательного процесса в музыкальном развитии детей Взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и родителей воспитанников. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ»
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 23:37
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Смирнова Ксения (УИ 1375211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД