Смирнова Ксения
Консультация «Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка» (В. А. Сухомлинский)
Педагогическое взаимодействие, его виды:
• Субъект-объектное (педагогика подавления, насилия и принуждения)
• Субъект-субъектное (отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе»)
Подходы к педагогическому взаимодействию :
Публикация «Консультация „Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса в ДОУ“» размещена в разделах
• До середины 80-х годов XX века: общение воспитателя с ребёнком, как живого, естественного человека с таким же человеком рассматривалось как «опасный непедагогический нонсенс» (Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова).
• Педагогическое взаимодействие как межличностное, развивающее и развивающееся общение (С. А. Смирнов, Н. Ф. Радионова, М. И. Рожков, Л. В. Байбородова и др.).
Стороны педагогического взаимодействия :
• непосредственно коммуникативная;
• интерактивная;
• перцептивная (А. В. Батаршев, В. Хохлова, А. Штефан, Г. М. Андреева).
Компоненты педагогического взаимодействия :
• Когнитивный - знание личностных особенностей друг друга, лучших сторон ребенка;
• Эмоциональный - понимание, принятие трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения друг друга;
• Поведенческий - помощь, подстраховка, поддержка друг друга, изменения способов поведения и действий «навстречу» интересам другого
Характеристики педагогического взаимодействия :
• носит субъект – субъектный характер ;
• педагог относится к ребёнку как к равному;
• педагог занимает позицию социального оптимиста ;
• педагог доверяет воспитаннику самостоятельно действовать ;
• педагог готов (имеет установку) организовывать развивающее и взаиморазвивающее взаимодействие ;
• педагог – верный пример для ребенка;
• отношения между педагогом и ребёнком - межличностные ;
• происходит систематическое усовершенствование, повышение уровня взаимодействия, углубление и упрочнение межличностных связей;
• педагог ощущает ответственность перед будущим и за своих воспитанников;
• педагог любит своих воспитанников.
Субъект – субъектный характер педагогического взаимодействия включает в себя :
• Уважение к ребёнку
• Отношение к ребёнку как к равному, равноинтересному партнёру
• Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка
Практические рекомендации педагогу для использования в работе:
• Педагог предлагает ребёнку ситуации выбора, чаще задаёт вопросы, а не выдаёт заранее продуманные ответы и «рецепты»;
• Использование метод проектов, как форма, максимально учитывающая право ребенка на активность и на индивидуальность;
• Использование игровых приёмов и ситуаций, как максимально учитывающих возрастные особенности дошкольников.
Отношение педагога к ребё нку как к равному включает в себя:
• Эмпатия и идентификация – педагог помнит себя в возрасте воспитанников
• Уважение к ребёнку
• Отказ педагога от позиций «сверху», «мне виднее», «я опытнее»
Практические рекомендации педагогу для использования в работе:
• Использование рефлексии;
• Использование «Я-сообщения», «Ты-сообщения»;
• Контакт с ребёнком «глаза в глаза».
Педагог занимает позицию социального оптимиста:
• Вера в сильное и положительное в ребёнке
• Акцент на успехах и достижениях, а не на промахах ребёнка
Практические рекомендации педагогу для использования в работе:
• Делать акцент на успехах и достижениях ребёнка;
• Эффективное поощрение воспитателем;
• Отказ воспитателя от ярлыков.
Педагог доверяет воспитаннику самостоятельно действовать:
• Вера в силы ребёнка
• Страхующее доверие педагога
• Предоставление разумной свободы ребёнку
Практические рекомендации педагогу для использования в работе:
• Свобода действий, призвание права ребё нка на активность: четыре зоны свободы по Ю. Б. Гиппенрейтер;
• Помощь ребёнку при необходимости (ребенок просит сам, ему требуется показ действий);
• Осуществление гибких проектов.
Педагог – верный пример для ребенка:
• воспитывающий поступок
«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».
o А. С. МАКАРЕНКО
• авторитет
«Воспитание детей есть только самосовершенствование…». Л. Н. ТОЛСТОЙ
• двойные стандарты
• ответственность
Практические рекомендации педагогу для использования в работе:
• Педагог должен быть и участвовать в организованной деятельности наравне с детьми (СОВМЕСТНАЯ деятельность);
• Педагог должен искать в ежеминутно возникающих ситуациях воспитательный и развивающий потенциал.
Отношения между педагогом и ребенком - межличностные:
• Формально-ролевое взаимодействие - малоэффективно
• Готовность педагога вступить в диалог
• Готовность педагога проявить свою индивидуальность
• Интерес педагога к личности ребенка
Практические рекомендации педагогу для использования в работе:
• Педагог стремится узнать о воспитанниках больше (не от родителей, а от них самих детей);
• Педагог наблюдает, спрашивает мнение детей;
• Педагог дарит детям «чуть больше времени», чем «положено» по должности
Методы диагностика педагогического взаимодействия :
• Самодиагностика (опросники, тесты)
• Проективные методики – оцениваем «глазами ребенка»
• Наблюдение
Самодиагностика (опросники, тесты)
• Диагностический экспресс-опросник для воспитателей
Цель опросника: изучить уровень развития компонентных характеристик педагогического взаимодействия воспитателя с детьми, выделенных Н. Н. Обозовым, М. И. Рожковым, Л. В. Байбородовой.
• Самодиагностика развития основных компонентов педагогического взаимодействия воспитателей с детьми 6-7 лет (модифицированный вариант анкеты Л. В. Байбородовой).
Цель диагностики: выявить особенности развития основных компонентов педагогического взаимодействия в ходе их самооценки.
Проективные методики
• Проективная методика – оцениваем «глазами ребенка»
• Проективная методика «Мой день в детском саду»
Цель диагностики: изучить особенности оценки ребенком процесса межличностного взаимодействия с ним воспитателя группы детского сада.
• Проективная методика – «У тебя новая игрушка, ты хочешь ее кому-нибудь показать»
• Диагностическая проективная методика оценки отношений
«Дети - воспитатель» (И. А. Комарова, Р. Л. Непомнящая)
Цель методики: Изучить особенности эмоционального отношения ребенка к педагогу детского сада.
Наблюдение
• Наблюдение с целью исследовать особенности взаимодействия воспитателя и детей в педагогическом процессе в группе ДОУ (по критериям Н. Ф. Радионовой, О. С. Газмана, А. С. Смирнова)
• Наблюдение с целью оценить эффективность взаимодействия как средства развития и воспитания дошкольников (меняем критерии в зависимости от исследуемой проблемы).
«Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».
Януш Корчак