Терентьева Александра Сергеевна
Педагогический коллектив как условие эффективного профессионально педагогического общения
▼ Скачать + Заказать документы
Общение в педагогической деятельности выступает как средство организации учебно-воспитательного процесса, как инструмент взаимодействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку.
В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения.
Темочки:
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Педагогическое общение - Это взаимодействие педагога в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.
Сплоченность степень единства коллектива, обусловленная общностью целей, ценностных ориентаций, взаимозависимостью членов группы в процессе совместной деятельности и взаимной симпатией, привлекательностью самой группы для каждого из ее членов.
Предпосылки сплоченности коллектива являются :
Срабатываемость группы – это согласованность действий в процессе совместной деятельности.
На ее основе формируются 3 уровня совместимости:
1) психофизиологическая совместимость – сходство психофизиологических характеристик.
2) психологическая совместимость – люди удовлетворены друг другом в связи с тем что у них есть общие или сходные признаки.
3) социально - психологическая совместимость – сходство ценностных ориентаций, идеалов, принципов.
Чем более сплочена группа, тем меньше вероятность в ее распаде.
Такое свойство личности, как общительность, ставшее профессионально-личностным качеством, может обеспечить продуктивность педагогического общения. Общительность, как явление многоплановое, включает в себя целый ряд компонентов:
-устойчивая потребность в систематическом общении с детьми в самых различных сферах;
-органическое единство личностных и профессиональных показателей общительности;
-ощущение эмоционального благополучия, его положительное влияние на другие компоненты педагогической деятельности;
-способности к осуществлению педагогической коммуникации;
- наличие коммуникативных навыков и умений.
Важной характеристикой профессионально - педагогического общения является стиль.
Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся.
Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива.
В педагогической литературе выделяются следующие стили общения :
1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом.
2. Общение на основе дружеского расположения.
Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность.
Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру.
3. Общение - диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанника на основе взаимного уважения.
4. Общение - дистанция. Суть его в том, что во взаимоотношениях постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения. 5. Общение устрашения. Это негативная форма общения.
Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность.
6. Общение - заигрывание. Этот стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет в особенности у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
Вывод
Диалогическое общение в сочетании с общением на основе дружеского расположения и увлеченности совместной деятельностью - главное средство гуманизации учебно - воспитательного процесса в современном обучении.