Папки-передвижки

Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у детей 6–7 лет

Елена Савченкова
Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Е. В. Савченкова, Н. Е. Титкина

Педагогические условия формирования

навыков безопасного поведения у детей 6—7 лет

E. V. Savchenkova, N. E.Titkina

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION

OF SAFE BEHAVIOR SKILLS IN CHILDREN AGED 6—7 YEARS

Аннотация: в данной статье рассматриваются педагогические условия

формирования навыков безопасного поведения у детей 6—7 лет в процессе

организации образовательной деятельности.

Abstract : this article discusses the pedagogical conditions for the formation of

Публикация «Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у детей 6–7 лет» размещена в разделах

safe behavior skills in children aged 6—7 years in the process of organizing educational

activities.

Ключевые слова: педагогические условия, безопасное поведение, разви-

вающая предметно-пространственная среда, основы безопасности.

Keywords : pedagogical conditions, safe behavior, developing subject-spatial

environment, fundamentals of safety.

Проблема формирования у детей 6—7 лет основ безопасности жиз-

недеятельности в быту актуальна, так как дети не умеют принимать

правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила

поведения по технике безопасности.

Для формирования навыков безопасного поведения у детей 6—7

лет важно создать педагогические условия. Во-первых, необходимо

создать развивающую предметно-пространственную среду для форми-

рования основ безопасного поведения у детей. Во-вторых, разработать

и внедрить комплекс мероприятий с использованием художественной

литературы по формированию основ безопасного поведения у детей

данного возраста.

Проанализируем данные педагогические условия подробно. Со-

гласно требованиям к развивающей предметно-пространственной сре-

де, в группе необходимо создать условия, благоприятные для развития

детей. При этом важно учесть возрастные особенности дошкольников,

их склонности, уровень развития способностей и творческого потен-

циала. К. Ю. Белая утверждает: Развивающая предметно-пространст-

венная среда группы является неотъемлемой частью целостной образо-

вательной среды. В ее состав входят материальные объекты и средства

деятельности ребенка [1, с. 34]

Основная задача развивающей предметно-пространственной среды —

обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала

пространства группы, возможность совместной деятельности и общения

детей и взрослых, обеспечить двигательную активность детей, а также

возможность для уединения. Рассмотрим требования к различным цен-

трам группы. Ю. В. Ефимова описывает игровые пособия, которые

должны входить в состав центров безопасности [1, с. 20].

Центр безопасности должен быть оснащен универсальными (мно-

готемными) макетами, с помощью которых ребенок может организо-

вать различные игры. Например, макеты Перекресток, Дорога по-

зволяют устроить игру с участием нескольких автомобилей. Макет

Пожарная часть позволяет включить в игру технику спасателей

и пожарно-техническое вооружение. Макет Заправочная станция

дает возможность использовать в игре разные постройки: бензозапра-

вочные станции, гаражи. Также в центр безопасности важно включить

игрушки-модели: самол ты, автомобили разных марок. Необходимы

действующие модели: управляемая железная дорога, механические

подъемный кран, машинки на пульте управления. Ценный материал

для познавательно-исследовательской деятельности детей представля-

ют сборные модели машин. Кроме этого, следует обратить внимание

на модели специальной техники: полицейские машины, пожарные ма-

шины, кареты скорой помощи. Большое значение имеет наличие

строительных конструкторов с блоками различного размера.

Особое внимание нужно обратить на атрибуты, с помощью которых

организовываются и проводятся сюжетно-ролевые игры по формиро-

ванию основ безопасности. Это модели одежды врача, полицейского,

спасателя, пожарного; куклы, отображающие перечисленные профес-

сии; инструменты врача; жилеты; каски; пожарные рукава. Дети ис-

пользуют их в процессе самостоятельной и совместной с педагогом

деятельности.

Обязательно должны присутствовать дидактические игры: Хоро-

шо-плохо, Назови причины пожара, Что сначала, что потом,

Сложи картинку, лото Дорожные знаки и т. п. Настольно-печатные

игры: Поучительные истории, Опасные ситуации в доме, Позо-

вем на помощь и др.

Все перечисленные игры используются с целью формирования

у детей умения устанавливать причинно-следственные связи, решать

ситуации по проблемам безопасности жизнедеятельности. В центр

безопасности нужно поместить пазлы, разрезные картинки по теме

безопасности, альбомы для рассматривания Моя безопасность, Ви-

ды транспорта, Прогулки по лесу, Улицы нашего города, ребусы

«Знатоки ПДД», алгоритм перехода улицы Безопасный переход,

кроссворды Дорога, Безопасность. В Центр художественной лите-

ратуры нужно поместить детские книги и познавательные детские

журналы по теме безопасности, энциклопедии Личная безопасность,

Если хочешь быть здоров, Я и мое тело. Необходимо учесть книж-

ки-самоделки, сказки, загадки, потекши.

Очень важно постоянно пополнять развивающую среду атрибута-

ми, сделанными своими руками либо совместно с родителями, уделять

внимание центру развития активности детей по образовательной об-

ласти Физическое развитие. В него следует поместить материалы по

теме безопасности. Это может быть различный материал по правилам

поведения во время пожара, безопасному поведению на дорогах : на-

стольно-печатные игры, папки-передвижки, сюжетные иллюстрации,

демонстративный и раздаточный материал, плакаты по правилам безо-

пасности жизнедеятельности.

Актуальна роль дидактических игр по формированию навыков

безопасного поведения. Воспитателю следует разработать наглядные

картотеки с комплексом утренней гимнастики по профилактике ско-

лиоза и плоскостопия, со схемами проведения самомассажа. Необхо-

димо изготовить наглядные пособия по различным видам спорта, спор-

тивный инвентарь, подобрать атрибуты для организации подвижных

игр и игр-эстафет, спортивное оборудование: скакалки, обручи, мячи

разных размеров, кегли, комплекты мягких модулей, массажные до-

рожки, мешочки с песком, спортивные игры с правилами на ловкость,

развитие моторики и т. п. Особо следует обратить внимание на обеспе-

чение комфортных условий для развития навыков безопасного поведе-

ния детей.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда

в группах должна отвечать требованиям доступности, разнообразия,

рациональности размещения центров развития, функциональности по-

собий и материалов. Образовательную деятельность по формированию

навыков безопасного поведения необходимо планировать с опорой на

возрастные особенности детей, учитывая ведущий вид деятельности

(игра). С детьми проводятся конкурсы знатоков, организуются инсце-

нировки, театрализованные представления, разыгрываются викторины

Дорожная азбука, Огонь — друг_@__S - _h, огонь — враг, КВН по теме

безопасности жизнедеятельности [4, с. 86].

Важно внедрять в практику работы инновационные педагогические

технологии: решение проблемно-игровых ситуаций, моделирование,

проектный метод и т. д. Эти формы работы дают возможность детям

6—7 лет продемонстрировать знания и умения, проявить свои способ-

ности, научиться действовать согласно правилам, работать в команде,

прислушиваться к мнению сверстников, проводить оценку своей дея-

тельности. Особая роль в процессе формирования навыков безопасного

поведения у детей 6—7 лет уделяется взаимодействию с родителями.

Положительно зарекомендовала себя такая форма работы, как пригла-

шение сотрудников МЧС на родительские собрания. Такие встречи,

носят познавательный характер, выступают хорошей воспитательной

основой формирования навыков безопасного поведения у дошкольни-

ков [5, с. 4—9].

Роль произведений художественной литературы в воспитании на-

выков безопасного поведения огромна. Особенно это касается сказок:

русские народные сказки Сивка-бурка, Гуси-лебеди, По щучьему

веленью, сказки А. С. Пушкина Сказка о царе Салтане, Сказка

о золотом Петушке, сказки народов мира Карлик нос В. Гауф, ав-

торские: Каменный цветок П. Бажов, Золотой ключик или приклю-

чения Буратино А. Толстой, Кот в сапогах Ш. Перро и т. п.

Изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы,

обусловили необходимость включения в программу основ безопасности

жизнедеятельности детей новых направлений.

Ребенку необходимо осознавать, что не все люди бывают добрыми,

что общение с незнакомыми людьми может повлечь за собой негатив-

ные последствия. Здесь на помощь приходят сказки. Ярким примером

является Сказка о м ртвой царевне и семи богатырях А. С. Пушкина.

Злая мачеха выдавала себя за добрую старушку и угостила царевну

отравленным яблоком. Этот сюжет наглядно демонстрирует, что

не всегда приятная внешность свидетельствует о добрых намерениях.

В этой сказке еще один поучительный момент: царевна нарушила пра-

вило безопасности, т. к. брать угощение от незнакомых людей строго

запрещается. В жизни ребенок может столкнуться с ситуацией, когда

незнакомый человек уговаривает ребенка пойти с ним куда-то, обещает

показать что-то интересное, угостить чем-то. Очень важно научить

ребенка в таких ситуациях решительно говорить нет, если на это

не получено разрешение родителей. В качестве примера может послу-

жить русская народная сказка Кот, петух и лиса. Здесь петушок по-

верил ласковому голосу, привлекательным обещаниям лисы и попал

в неприятную ситуацию [4, с. 37].

Таким образом, для формирования навыков безопасного поведения

у детей 6—7 лет необходимы следующие педагогические условия : соз-

дание развивающей предметно-пространственной среды, разработка

и внедрение комплекса мероприятий с использованием художествен-

ной литературы.

Список использованных источников

1. Авдеева Н. Н. Безопасность на улицах и дорогах : метод. пособие для ра-

боты с детьми старшего дошкольного возраста. М., 1997. 24 с.

2. Анастасов Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей.

Первые шаги к самостоятельности. М., 1996. 125 с.

3. Абаскалова Н. П. Теория и методика обучения безопасности жизнедея-

тельности. Новосибирск, 2008. 135 с.

4. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2000. 134 с.

5. Болотов В. Н. О новых актуальных программах по дошкольному образо-

ванию // Дошкольное воспитание. 2003. № 1. С. 4—9.

УДК 378

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Проект по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДДПроект по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» База.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дорогеВоспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге То, что среди всех участников дорожного движения самый подвижный и непредсказуемый – это ребёнок, является неоспоримым фактом. Привить детям.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у детей 6–7 лет
Опубликовано: 4 сентября 2023 в 20:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Елена Савченкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД