Елена Савченкова
Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Е. В. Савченкова, Н. Е. Титкина
Педагогические условия формирования
навыков безопасного поведения у детей 6—7 лет
E. V. Savchenkova, N. E.Titkina
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION
OF SAFE BEHAVIOR SKILLS IN CHILDREN AGED 6—7 YEARS
Аннотация: в данной статье рассматриваются педагогические условия
формирования навыков безопасного поведения у детей 6—7 лет в процессе
организации образовательной деятельности.
Abstract : this article discusses the pedagogical conditions for the formation of
Публикация «Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у детей 6–7 лет» размещена в разделах
safe behavior skills in children aged 6—7 years in the process of organizing educational
activities.
Ключевые слова: педагогические условия, безопасное поведение, разви-
вающая предметно-пространственная среда, основы безопасности.
Keywords : pedagogical conditions, safe behavior, developing subject-spatial
environment, fundamentals of safety.
Проблема формирования у детей 6—7 лет основ безопасности жиз-
недеятельности в быту актуальна, так как дети не умеют принимать
правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила
поведения по технике безопасности.
Для формирования навыков безопасного поведения у детей 6—7
лет важно создать педагогические условия. Во-первых, необходимо
создать развивающую предметно-пространственную среду для форми-
рования основ безопасного поведения у детей. Во-вторых, разработать
и внедрить комплекс мероприятий с использованием художественной
литературы по формированию основ безопасного поведения у детей
данного возраста.
Проанализируем данные педагогические условия подробно. Со-
гласно требованиям к развивающей предметно-пространственной сре-
де, в группе необходимо создать условия, благоприятные для развития
детей. При этом важно учесть возрастные особенности дошкольников,
их склонности, уровень развития способностей и творческого потен-
циала. К. Ю. Белая утверждает: Развивающая предметно-пространст-
венная среда группы является неотъемлемой частью целостной образо-
вательной среды. В ее состав входят материальные объекты и средства
деятельности ребенка [1, с. 34]
Основная задача развивающей предметно-пространственной среды —
обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства группы, возможность совместной деятельности и общения
детей и взрослых, обеспечить двигательную активность детей, а также
возможность для уединения. Рассмотрим требования к различным цен-
трам группы. Ю. В. Ефимова описывает игровые пособия, которые
должны входить в состав центров безопасности [1, с. 20].
Центр безопасности должен быть оснащен универсальными (мно-
готемными) макетами, с помощью которых ребенок может организо-
вать различные игры. Например, макеты Перекресток, Дорога по-
зволяют устроить игру с участием нескольких автомобилей. Макет
Пожарная часть позволяет включить в игру технику спасателей
и пожарно-техническое вооружение. Макет Заправочная станция
дает возможность использовать в игре разные постройки: бензозапра-
вочные станции, гаражи. Также в центр безопасности важно включить
игрушки-модели: самол ты, автомобили разных марок. Необходимы
действующие модели: управляемая железная дорога, механические
подъемный кран, машинки на пульте управления. Ценный материал
для познавательно-исследовательской деятельности детей представля-
ют сборные модели машин. Кроме этого, следует обратить внимание
на модели специальной техники: полицейские машины, пожарные ма-
шины, кареты скорой помощи. Большое значение имеет наличие
строительных конструкторов с блоками различного размера.
Особое внимание нужно обратить на атрибуты, с помощью которых
организовываются и проводятся сюжетно-ролевые игры по формиро-
ванию основ безопасности. Это модели одежды врача, полицейского,
спасателя, пожарного; куклы, отображающие перечисленные профес-
сии; инструменты врача; жилеты; каски; пожарные рукава. Дети ис-
пользуют их в процессе самостоятельной и совместной с педагогом
деятельности.
Обязательно должны присутствовать дидактические игры: Хоро-
шо-плохо, Назови причины пожара, Что сначала, что потом,
Сложи картинку, лото Дорожные знаки и т. п. Настольно-печатные
игры: Поучительные истории, Опасные ситуации в доме, Позо-
вем на помощь и др.
Все перечисленные игры используются с целью формирования
у детей умения устанавливать причинно-следственные связи, решать
ситуации по проблемам безопасности жизнедеятельности. В центр
безопасности нужно поместить пазлы, разрезные картинки по теме
безопасности, альбомы для рассматривания Моя безопасность, Ви-
ды транспорта, Прогулки по лесу, Улицы нашего города, ребусы
«Знатоки ПДД», алгоритм перехода улицы Безопасный переход,
кроссворды Дорога, Безопасность. В Центр художественной лите-
ратуры нужно поместить детские книги и познавательные детские
журналы по теме безопасности, энциклопедии Личная безопасность,
Если хочешь быть здоров, Я и мое тело. Необходимо учесть книж-
ки-самоделки, сказки, загадки, потекши.
Очень важно постоянно пополнять развивающую среду атрибута-
ми, сделанными своими руками либо совместно с родителями, уделять
внимание центру развития активности детей по образовательной об-
ласти Физическое развитие. В него следует поместить материалы по
теме безопасности. Это может быть различный материал по правилам
поведения во время пожара, безопасному поведению на дорогах : на-
стольно-печатные игры, папки-передвижки, сюжетные иллюстрации,
демонстративный и раздаточный материал, плакаты по правилам безо-
пасности жизнедеятельности.
Актуальна роль дидактических игр по формированию навыков
безопасного поведения. Воспитателю следует разработать наглядные
картотеки с комплексом утренней гимнастики по профилактике ско-
лиоза и плоскостопия, со схемами проведения самомассажа. Необхо-
димо изготовить наглядные пособия по различным видам спорта, спор-
тивный инвентарь, подобрать атрибуты для организации подвижных
игр и игр-эстафет, спортивное оборудование: скакалки, обручи, мячи
разных размеров, кегли, комплекты мягких модулей, массажные до-
рожки, мешочки с песком, спортивные игры с правилами на ловкость,
развитие моторики и т. п. Особо следует обратить внимание на обеспе-
чение комфортных условий для развития навыков безопасного поведе-
ния детей.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда
в группах должна отвечать требованиям доступности, разнообразия,
рациональности размещения центров развития, функциональности по-
собий и материалов. Образовательную деятельность по формированию
навыков безопасного поведения необходимо планировать с опорой на
возрастные особенности детей, учитывая ведущий вид деятельности
(игра). С детьми проводятся конкурсы знатоков, организуются инсце-
нировки, театрализованные представления, разыгрываются викторины
Дорожная азбука, Огонь — друг_@__S - _h, огонь — враг, КВН по теме
безопасности жизнедеятельности [4, с. 86].
Важно внедрять в практику работы инновационные педагогические
технологии: решение проблемно-игровых ситуаций, моделирование,
проектный метод и т. д. Эти формы работы дают возможность детям
6—7 лет продемонстрировать знания и умения, проявить свои способ-
ности, научиться действовать согласно правилам, работать в команде,
прислушиваться к мнению сверстников, проводить оценку своей дея-
тельности. Особая роль в процессе формирования навыков безопасного
поведения у детей 6—7 лет уделяется взаимодействию с родителями.
Положительно зарекомендовала себя такая форма работы, как пригла-
шение сотрудников МЧС на родительские собрания. Такие встречи,
носят познавательный характер, выступают хорошей воспитательной
основой формирования навыков безопасного поведения у дошкольни-
ков [5, с. 4—9].
Роль произведений художественной литературы в воспитании на-
выков безопасного поведения огромна. Особенно это касается сказок:
русские народные сказки Сивка-бурка, Гуси-лебеди, По щучьему
веленью, сказки А. С. Пушкина Сказка о царе Салтане, Сказка
о золотом Петушке, сказки народов мира Карлик нос В. Гауф, ав-
торские: Каменный цветок П. Бажов, Золотой ключик или приклю-
чения Буратино А. Толстой, Кот в сапогах Ш. Перро и т. п.
Изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы,
обусловили необходимость включения в программу основ безопасности
жизнедеятельности детей новых направлений.
Ребенку необходимо осознавать, что не все люди бывают добрыми,
что общение с незнакомыми людьми может повлечь за собой негатив-
ные последствия. Здесь на помощь приходят сказки. Ярким примером
является Сказка о м ртвой царевне и семи богатырях А. С. Пушкина.
Злая мачеха выдавала себя за добрую старушку и угостила царевну
отравленным яблоком. Этот сюжет наглядно демонстрирует, что
не всегда приятная внешность свидетельствует о добрых намерениях.
В этой сказке еще один поучительный момент: царевна нарушила пра-
вило безопасности, т. к. брать угощение от незнакомых людей строго
запрещается. В жизни ребенок может столкнуться с ситуацией, когда
незнакомый человек уговаривает ребенка пойти с ним куда-то, обещает
показать что-то интересное, угостить чем-то. Очень важно научить
ребенка в таких ситуациях решительно говорить нет, если на это
не получено разрешение родителей. В качестве примера может послу-
жить русская народная сказка Кот, петух и лиса. Здесь петушок по-
верил ласковому голосу, привлекательным обещаниям лисы и попал
в неприятную ситуацию [4, с. 37].
Таким образом, для формирования навыков безопасного поведения
у детей 6—7 лет необходимы следующие педагогические условия : соз-
дание развивающей предметно-пространственной среды, разработка
и внедрение комплекса мероприятий с использованием художествен-
ной литературы.
Список использованных источников
1. Авдеева Н. Н. Безопасность на улицах и дорогах : метод. пособие для ра-
боты с детьми старшего дошкольного возраста. М., 1997. 24 с.
2. Анастасов Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей.
Первые шаги к самостоятельности. М., 1996. 125 с.
3. Абаскалова Н. П. Теория и методика обучения безопасности жизнедея-
тельности. Новосибирск, 2008. 135 с.
4. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2000. 134 с.
5. Болотов В. Н. О новых актуальных программах по дошкольному образо-
ванию // Дошкольное воспитание. 2003. № 1. С. 4—9.
УДК 378