МААМ-картинки

Педагогические технологии ранней профориентации в дошкольном образовании

Светлана Ильина
Педагогические технологии ранней профориентации в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №12

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

г. Кингисеппа

Педагогическая консультация

«Педагогические технологии ранней профориентации в дошкольном образовании»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ №12

Шабаева С. А

Кингисепп 2024 г

Публикация «Педагогические технологии ранней профориентации в дошкольном образовании» размещена в разделах

Слайд № 2 – Цель: это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.

Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение про ориентационные работы с дошкольниками.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями.

Слайд № 3 - В процессе приобщения детей к миру взрослых, дошкольная профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. Введение ранней профориентации в дошкольном образовании – не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение, на следующей ступени образования.

На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.

Слайд № 4 - Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий :

1. Технология проектной деятельности. Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.

Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

3. Технология интегрированного обучения. Является для дошкольных учреждений своего рода инновационной.

Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.

4. Информационно-коммуникационные технологии.

В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения.

В дошкольных учреждениях на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить :

Мультимедийные презентации;

Виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).

Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для ее развития.

Технология исследовательской деятельности – Способствует развитию познавательной активности дошкольников, любознательности к самостоятельному познанию и мышлению посредством поисково-исследовательской деятельности, развивает сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий.

Слайд № 5 – Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

Словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

Наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

Практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

Игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Слайд № 6 – Одна из популярных настольных игр у детей это Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Наглядность в игре, прежде всего и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок и др.)

Результативность дидактической игры зависит от методики организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач.

Именно дидактические игры позволяют ребенку осознать общественную значимость труда взрослого, структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

Слайд №7 - Центры профориентации в группах.

Педагогами ДОУ в группах создается соответствующая развивающая предметно – пространственная среда, при проектировании которой учитывается: насыщенность, трансформация, функциональность, вариативность, доступность и безопасность, которую необходимо пополнять, и менять в соответствии с возрастной категорией детей.

Групповые помещения условно делятся на зоны или центры. Организация развивающей предметно-пространственной среды помещений педагогически целесообразна, отличается высокой культурой, создает комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей. В группах должны быть оформлены специальные центры по ознакомлению детей с трудом взрослых с игровыми модулями, с соответствующим наглядным материалом, дидактическими играми, сюжетно-ролевыми играми, картотекой познавательных видеороликов о современных профессиях, интерактивными играми, иллюстрациями. Центров (уголков) может быть разнообразное количество, но важно не перегрузить их материалом. Воспитанники вместе с педагогами могут придумать названия центрам и даже сделать их вывески - названия.

Использование дидактических игр и иллюстраций для ознакомления детей с трудом взрослых позволяет более точно рассмотреть все тонкости профессии, а сюжетно – ролевая игра дает возможность непосредственно участвовать в профессии.

Слайд № 8 - Но всегда интересно узнать и попробовать в своей работе что-то новое, необычное. Современные приёмы знакомства дошкольников с миром профессий.

1. Лэпбук.

Лэпбук познакомит ребенка с различными профессиями, их атрибутами, спецодеждой к ним. Расскажет о классификации профессий и поможет детям сориентироваться в многообразии профессий.

Используя «лэпбук» можно добиться следующих результатов:

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление).

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.

3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.

2. Профессиограмма.

Одним из предполагаемых нововведений воспитательно-образовательной работы с детьми по ранней профориентации является «Профессиограмма».

Профессиограмма - это таблица, которая включает в себя описание особенностей определенной профессии, состоящая из восьми секторов:

Место работы;

Материал для работы;

Форменная одежда;

Орудие труда;

Трудовые действия;

Личностные качества;

Результат труда;

Польза труда для общества.

Данная профессиограмма ложится на любую профессию.

3. Кейс-технология.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно с взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.

Ситуации, которые описывают в кейсах, всегда реалистичны. Предполагается, что похожие случаи могут произойти с детьми в их жизни. Главными персонажами в кейсах должны являться конкретные люди, а лучше дети. В проблемной ситуации есть одно правильное решение, а в кейс-метод предполагает наличие множества решений.

4. Квест - игра.

Большую роль в образовательной деятельности играет применение нетрадиционных методов и приемов в разных направлениях работы с детьми. Профориентация не является исключением и так же требует от воспитателей интересных и нестандартных технологий знакомства детей с огромным миром профессий. Именно к таким технологиям относится квест.

Использование квестов позволяет уйти от обыденных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. Данная форма работы с детьми позволяет задействовать неограниченное количество участников квест-игры. В процессе игры каждый участник может применить свои знания, умения и навыки в практической деятельности. Сюжет игры может быть предопределён или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

5. Навигатум «Развивающая игровая среда «Навигатум в мире профессий». Это готовый продукт, который можно купить для работы.

Основными инструментами, входящими в комплект ИГР являются:

- Книга профи сказок и альбом-иллюстрации к книге;

- карточки с изображением различных объектов по отраслям;

- анимационные видеоматериалы (мультфильмы);

- карта-пазл «Взросляндия».

Вся линейка развивающей продукции " НАВИГАТУМ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙ" для малышей и дошкольников о профессиях и труде.

Слайд № 9 –

Работа в ДОУ по ознакомлению детей с профессиями взрослых реализуется в соответствии с принципами воспитания у детей позитивного отношения к труду: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Принцип новизны (использование новейших информационных технологий); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Процесс и успех работы по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста во многом будет зависеть от материально-технической базы детского сада, сетевого взаимодействия с образовательными организациями, участниками проекта, а также организованной работы с социальными партнерами.

Слайд № 10 -

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида профессии. А освоив ее, будут честно трудиться, и гордиться своим выбором. До свидания!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Конспект НОД по ранней профориентации «Знакомство с профессией Повар» .

Фотоотчет о работе с детьми по ранней профориентацииФотоотчет о работе с детьми по ранней профориентации Наши экскурсии. Наша работа с детьми по ранней профориентации. Наши дети совершили увлекательную экскурсию в Сбербанк. Здесь их познакомили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические технологии ранней профориентации в дошкольном образовании
Опубликовано: 5 июля 2024 в 14:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические технологии ранней профориентации в дошкольном образовании» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ильина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД