Ольга Армянинова
Педагогические технологии, применяемые педагогом в работе с воспитанниками по художественному творчеству в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к художественному творчеству возникает у воспитанников в раннем возрасте. Малышам доставляет удовольствие проводить кисточкой по бумаге, размазывать краску, ставить точки и кляксы. В возрасте 2–3 лет ребёнок начинает различать в своих каракулях очертания каких-либо предметов, и к 4 годам у него появляется желание осознанно изобразить что-то. Рисование карандашами, фломастерами, кистью и красками требуют уверенного владения инструментов для получения точной передачи контуров и деталей предметов. Воспитанники младшего и среднего дошкольного возраста формируют и развивают умение рисовать, отрабатывают приёмы в простых заданиях. Техники нетрадиционного рисования позволяют создать зрительный образ на бумаге простыми движениями и быстро, что доставляет ребёнку положительные эмоции и удовлетворение результатом творческой деятельности.
Публикация «Педагогические технологии, применяемые педагогом в работе с воспитанниками по художественному творчеству в средней группе» размещена в разделах
Рисование нетрадиционными способами удивляет малышей, активизирует их внимание на создание изображений на бумаге при помощи непривычных предметов и инструментов. Наблюдая, как педагог рисует вилкой или зубной щёткой, ребята испытывают восторг и желание нарисовать также. На занятиях рисованием в нетрадиционных техниках должны выполняться развивающие и воспитательные задачи, соответствующие возрастным особенностям детей средней группы :
• Развитие мелкой моторики рук. Выполнение действий различными инструментами разрабатывает кисть ребёнка, на кончиках пальцев и поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают импульс в кору головного мозга — активируются мыслительные и речевой центры.
• Развитие пространственного мышления и зрительного восприятия предметов. Ребёнок учится находить в изображении предмета отдельные детали и формы, которые он сможет передать в процессе рисования на бумаге. Ставя кляксы, рисуя воском, делая отпечатки, ребята закрепляют умение определять центр листа, развивают чувство композиции и ритма.
• Обучение работы с разнообразным материалом. На занятиях ребята узнают, что изображения можно создать не только привычными красками и карандашами на белом листе бумаги. В творческую работу привлекаются бытовые предметы, природный и бросовый материал, в качестве основы используются картон и цветная бумага.
• Активизация фантазии и формирование интереса к самостоятельному продумыванию замысла.
• Формирование интереса к коллективной деятельности. Дети 4–5 лет ещё не умеют слаженно работать в паре или группе. В средней группе учатся продумывать индивидуальный замысел. Но простые задания воспитанники с удовольствие выполняются совместно.
• Развитие эстетического вкуса. Техника нетрадиционного рисования учит детей создаваться фактурность предмета, имитацию шерсти животного или оперения птицы с помощью неклассических приёмов. Воспитанники формируют умение видеть красивое в необычном. Бесформенные отпечатки поролоновой губки или тычки жёсткой кистью в готовой работе смотрятся органично. В процессе рисования малыши развивают способность сочетать цвета в элементах узора, начинают подбирать решения для создания изображения на цветном фоне.
Нетрадиционные изобразительные техники — это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющее обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы не создавалось шаблона. Рисование – это процесс познания и выражения себя, поэтому так важно не ставить перед ребенком строгие рамки и определенные шаблоны, а дать возможность творить. Рисование необычными материалами и методами развивает креативное мышление и воображение. Это отличный способ увлечь ребенка и показать ему, насколько необычным может быть творчество.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник :
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
• Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
Виды нетрадиционных способов
• Рисование ладошкой;
• Рисование пальчиками;
• Рисование мятой бумагой;
• Монотипия (предметная, пейзажная);
• Рисование тычками жесткой кистью;
• Рисование губкой или кусочком поролона
• Рисование ватными дисками
• Рисование ватными палочками;
• Рисование тычком
• Рисование вилкой;
• Пластилинография;
• Отпечатки листьями;
• Кляксография и многое другое.
Все предложенные необычные техники рисования подходят для дошкольников. Они увлекательные, оригинальные, учат включать фантазию и креативно мыслить. Нетрадиционные техники рисования замечательны тем, что идеи их использования не ограничены. Вы можете взять любой предмет и придумать, как использовать его во время рисования. И я уверена, у вас с воспитанниками получатся уникальные картины! Нетрадиционные техники – важное средство эстетического воспитания, это способ создания нового, оригинального, в котором гармонирует всё : и цвет, и сюжет. Это возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.
В процессе деятельности совершенствуются такие функции, как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение, формируются элементарные графические умения необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма в будущем. Для развития всех этих качеств, как составляющих творческого потенциала личности, в практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Достоинством таких техник является универсальность, технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста.
Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования изобразительных способностей представляет совместная деятельность с использованием нетрадиционных техник.
Рекомендации педагогам :
• используйте разные формы художественной деятельности : коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;
• в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;.