Татьяна Ракитина
Педагогические конфликты и способы их разрешения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Усвоить правила разрешения конфликтов. Развивать умение анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.
Задачи:
1. Повысить мотивацию педагогов к бесконфликтному общению.
2. Поиск новых способов поведения в контактах с коллегами.
3. Развитие навыков восприятия и понимания себя и своих коллег в процессе общения с ними.
Публикация «Педагогические конфликты и способы их разрешения» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Актуальность данной темы состоит в том, что конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы.
Прежде чем начать наш практикум, нам хотелось бы подготовить вас, создать комфортную обстановку, хорошее расположение духа. И сделаем мы это с помощью упражнения, которое называется «Комплименты».
Упр: «Комплименты»
Цель: создание дружественной и комфортной обстановки, хороший настрой на работу
Инструкция: Посмотрите на участника с-право от Вас, найдите что-либо, что вам в нем нравится, и скажите ему об этом.
Важным навыком для любого воспитателя и педагога является умение разрешать конфликты на стадии их зарождения. Находить позитивное в разных моментах жизни, в том числе в конфликтах,- очень важный навык, который поможет вам видеть полную картину и использовать все ресурсы ситуации. Все люди по-разному воспринимают информацию. Часто это зависит от того, скептик перед нами или оптимист. Цель нашего следующего упражнения будет нахождение положительных и отрицательных сторон в конфликтных ситуациях.
Упр: «Скептики и оптимисты»
Цель: умение находить положительные и отрицательные стороны в конфликтных ситуациях.
Инструкция: Я произнесу фразу и найду в ней положительные стороны, далее, участник, который находится с-право от меня, должен повторить заключительную фразу и опровергнуть ее, найти в ней отрицательные стороны. Далее ход передается следующему игроку, и он повторяет конец фразы второго участника, но теперь уже находит в ней свои плюсы. И так далее по кругу.
Фраза: «Часто между людьми возникают конфликты, и это хорошо, потому что можно увидеть истинное лицо человека».- «Можно увидеть истинное лицо человека, и это плохо, потому что, возможно, после этого с человеком не захочется иметь ни чего общего»….
Развитие конфликта зачастую напоминает снежный ком. Небрежно брошенная фраза перерастает в ругань с личными оскорблениями, навешиванием предотвратить, нежели разрешить конфликт на стадии их возникновения. ярлыков и т. п. Это создает практически непреодолимые барьеры в общении, которые гораздо легче предотвратить, нежели разрешить конфликт на стадии их возникновения. Наше следующее упражнение позволяет в некоторой степени смягчить напряженность ситуации даже в том случае, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями и словами.
Упр: «Согласие»
Цель: развитие умения предотвратить конфликт на стадии его зарождения, перевести конфликт в мирное русло.
Инструкция: Вам нужно разбиться в группы по два человека, вытянуть любую фразу. Один участник зачитывает фразу, а другой участник отвечает на его обвинение не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом, не отступая от своей позиции.
Вывод: Благодаря этому упражнению увеличиваются шансы конструктивного разрешения конфликта, снижается напряженность ситуации, и конфликт как бы перетекает в мирное русло.
Игра «Нас с тобой объединяет»
Цель: обучение взаимопониманию и эмпатии, получение обратной связи от группы. Выявление общих черт и различий, научить обнаруживать положительные достоинства других людей, сплотить коллектив.
Инструкция: Участники встают в круг, у одного из них в руках мяч или другой предмет, выступающий в роли эстафетной палочки. Ведущий кидает мяч любому из участников со словами: ««Имя». Нас с тобой объединяет (качество). Этим качеством может быть что угодно: черты характера, цвет волос, привычки, любимые места отдыха, знак зодиака, аспекты жизненного опыта и т. д.».
Если получивший мяч согласен с высказыванием, он откликается словами: «Да, это так». Если не согласен, говорит: «Спасибо. Я подумаю». После этого он передает мяч своему избраннику и обозначает повод для объяснения. При желании он может присоединить третьего, опираясь на тот же критерий, что был обозначен.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, удалось ли вам обнаруживать положительные достоинства других людей?
2. Возникали ли трудности при выполнении упражнения?
3. Что вы ощущали, когда вам давали обратную связь?
4. Что вы ощущали, когда вы обращались к своему оппоненту?
5. Какие эмоции у вас возникали при выполнении упражнения?
Список использованной литературы:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : Педагогика-Пресс,
2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб. : Питер, 2000 – 464с.
3. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. – М. :
Рос. пед. агентство, 2005 – 183 с.
4. Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение
дезорганизации поведения человека / Под ред. В. И. Белопольского. - М. :
Когито-Центр, 2002.- 527 с.