Ирина Данцева
Консультация для педагогов «Педагогическая система К. Орфа»
▼ Скачать + Заказать документы
Кто такой Карл Орф?
Слайд 2
Карл Орф — немецкий композитор и педагог.
Что такое он придумал, что в настоящее время Орф-общества существуют в десятках стран мира. Во многих странах регулярно проходят конференции, семинары, курсы. Те, кто хотят получить полное Орф-образование, заканчивают спецкурс в Орф-Институте.
Что такое Орф-подход?
Публикация «Консультация для педагогов „Педагогическая система К, Орфа“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методика Карла Орфа
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В древности не было отдельно музыки, отдельно пения и отдельно танца. Все искусства были частями единого целого, поэтому идея интеграции искусств не нова. В начале прошлого века ее последовательно развивали и применяли многие педагоги-музыканты, поэтому нельзя сказать, что Карл Орф придумал что-то сногсшибательно новое. Что же он собственно сделал?
Слайд 3
Почему его именем озаглавлены разработки, сделанные уже после его смерти? Он просто воплотил эту идею на практике. Он создал педагогическую систему. Систему людей, которые продолжают работать в этом направлении, постоянно развивая и обогащая ее. Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи.
Чем интересна система Карла Орфа?
Слайд 4
Основным предназначением Орф-педагогики является первичное приобщение всех детей – независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности. “Обучение в действии” —одна из главных идей педагогики Орфа. Ребенок присутствует на занятии не как гость, а как соавтор и создатель своего собственного музыкального мира. Эти занятия продолжают Вальдорфскую традицию.
Смысл Орф-педагогики сводится к тому, чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей. Карл Орф считал, что даже несложные песенки, которые сопровождаются дразнилкой, приплясыванием, отлично развивают у малыша много важных навыков и качеств.
Самое главное в орф-педагогике – импровизация, фантазия и творчество.
Каковы задачи Орф- уроков?
Слайд 5
Научиться играть и петь, лучше управлять своим телом, понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми.
Слайд 6
С какого возраста можно заниматься с ребенком Орф-педагогикой?
никаких рамок и ограничений орф-педагогика не ставит. Развивать музыкальный слух, творчество и импровизацию можно у детей с самого рождения. Как только малыш проявляет интерес ко всему происходящему вокруг, обращает внимание и реагирует на звуки, можно начать заниматься с ним.
Слайд 7
Как использовать эту систему?
Хорошая вещь компьютер! Кто только им не пользуется – и медики, и геологи, и историки… при этом сам по себе он не дает указаний из области медицины, геологии или истории. Он будет полезен только тому, кто хорошо знает, для чего ему компьютер нужен. Также Орф-подход. Это просто инструмент. Мощный и сложный, как компьютер. Им пользуются разные люди для разного – одни учат музыке, другие учат танцу, третьи работают с новорожденными и их мамами, четвертые со стариками, пятые занимаются терапией и т. д.
Слайд 8
ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— движение и танец (традиционный и художественный);
— ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);
— пение;
— речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания);
— театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).
Слайд 9
Какие инструменты используются на Орф-уроке?
— барабаны и ударные инструменты
— ксилофоны;
— звучащие жесты— это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы.
В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.
Показать инструменты.
Мы с вами все используем орф-подход в своей работе, просто не знаем, что это так называется.
Например, и в домашних условиях вы можете принять участие в развитии вашего малыша.
Примеры занятий с мамой
«Звуки»
Исследование звуковых миров разных стихий: вода, дерево, бумага, металл, ткани.
1. Идем в ванную, начинаем слушать звуки воды – как она капает, льется, журчит. Придумываем разные способы производить эти звуки.
2. Другой день – газетный: рвем газеты, делаем из них разные фигуры, клеим газетные костюмы. Играем газетную музыку – придумываем разные способы звукоизвлечения – шуршание, хлопание, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.
«Катя шла»
Катя шла шла шла.
Апельсин нашла.
Апельсин какой?
Апельсин большой!
1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.
Пробуем разные варианты текста:
— заменяя имя (Маша Саша Варя);
— заменяя предмет (мандарин, самолет, магазин, огурец, чемодан);
— заменяя качество (большой, сухой, живой).
2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.
3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.
4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.
(«Катя шла» – левая, «шла шла» – правая)
5. Делим ритм между частями тела.
(«Катя шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)
Можно добавить к тексту музыку. Например, танец «Вперед четыре шага» - пример соединения музыки, пения и движения.
Танцуем.
Еще один вид деятельности, в котором можно применить эту систему – это театр. Мы все хорошо знаем, что дети любят играть, в игре их можно научить всему. Например, можно озвучивать маленькие сказочки и показывать их другим детям.
Сейчас мы расскажем вам маленькую сказку-шумелку, с использованием шумовых инструментов.
«Весенняя сказочка-шумелочка» Шла красавица Весна (металлофон – ручеек). Торопилась, потому что пришло время будить солнышко (металлофон). Уж она к солнышку и так (колокольчик) и так (колокольчик). Солнышко не просыпается. Разозлилась весна и серьезно стала будить солнышко (тарелки). Проснулось перепуганное Солнышко и давай будить спящего Скворца (треугольник). А веселый Скворец разбудил братьев близнецов Зайчишек-трусишек. Переглянулись они – потянулись и побежали гулять по лесу (ксилофон). А Ежик в кустах как зашуршит (маракас). Испугались Зайцы, задрожали и бросились наутек (трещетка). Бежали, бежали, устали, сели на пенек передохнуть, а Дятел на суку как застучит (молоточек). Бросились испуганные Зайцы бежать дальше. В самую чащу забежали, испугали Сову (там-там). Сова крыльями как захлопает (шлепки по телу, по бедрам). Побежали к речке, возле которой сидели Лягушки. Увидели Зайцев, испугались и прыгнули в воду (металлофон, глиссандо). Зайцы обрадовались и говорят: «Все звери нас, Зайцев, бояться». Сказали так и поскакали в лес (ксилофон).
Вот такая “игра в музыку”, готовит детей к дальнейшему музыкальному развитию и дает толчок творческому мышлению на годы вперед.
Сейчас я хочу вам показать как мы с детьми в игровой форме соединили музыку, движение и игру на музыкальных инструментах воедино, рассказали целую историю при помощи мимики, движения и музыки. В этом номере мы воплотили главный принцип Орф - педагогики «Учимся, делая и творя».
Слайд 10
Танец «Музыкальная встреча» - работая над этим номером дети научились играть на инструментах и исполнять роли музыкантов оркестра, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять, понимать определенные закономерности музыки, концентрировать внимание, ориентироваться в пространстве и времени, научились абстрактно мыслить, узнали разные эмоции.
Чем привлекательна система немецкого педагога-музыканта?
Слайд 11- на их фоне рассказать о достоинствах
Достоинства Орф-педагогики
• Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;
• В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;
• Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;
• Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;
• Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;
• Развитие слуха, восприятия;
• Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.