Папки-передвижки

Педагогическая рефлексия как инструмент профилактики конфликтогенного поведения педагогов

Юлия Кашеварова
Педагогическая рефлексия как инструмент профилактики конфликтогенного поведения педагогов

Рефлексия понимается как один из важных механизмов, который обеспечивает основные функции сознания: выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира; узнавание, понимание, то есть связывание прежнего опыта с полученной новой информацией; целеполагание, то есть предварительное мыслительное построение действий и прогноз их последствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит.

Публикация «Педагогическая рефлексия как инструмент профилактики конфликтогенного поведения педагогов» размещена в разделах

Являясь важнейшей составной частью человеческого бытия, рефлексия присутствует во всех видах человеческой деятельности, но в ряде профессий (педагог, психолог, врач) она является одним из условий эффективности деятельности, превращаясь в категорию кардинальную, профессионально значимую.

Б. З. Вульфов считает, что профессиональная рефлексия – это внутренняя работа, соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия, с существующими о ней представлениями, которые различны на разных этапах профессионального самоопределения. В этом случае педагогическая профессиональная рефлексия рассматривается в содержании, связанном с особенностями педагогической работы, и, прежде всего, с собственным педагогическим опытом. И. В. Вачков определяет рефлексию как важный феномен личностного развития, играющий особую роль в развитии профессионального самосознания. По его мнению, рефлексия дополняется и обогащается в процессе обратной связи, что позволяет индивиду корректировать свою деятельность и общение, произвольно управлять своим поведением, а самоанализ учителя, основанный на обобщенных принципах анализа педагогической деятельности, является важным условием развития педагогической рефлексии как профессионально значимого качества личности. Таким образом, под профессиональной педагогической рефлексией мы понимаем осознание педагогом себя как субъекта педагогической деятельности и педагогической ситуации; ценностей, которыми он руководствуется, оценку степени адекватности собственных педагогических действий и форм поведения в профессионально значимых ситуациях.

Механизм осуществления рефлексивного акта, являясь общим для всех видов деятельности, в условиях педагогического процесса также представляет собой остановку предметной деятельности, мысленный возврат к совершенной деятельности, осознание ситуации, ее анализ, нахождение педагогической и личностной проблемы, выработку стратегии поведения и оценку её реализации.

Следующей, наиболее важной, составляющей рефлексивного механизма является мысленный анализ педагогической действительности в форме постановки и решения педагогом определенных вопросов. Широта рассмотрения проблемы в рефлексивном акте может быть оценена через количество вопросов, логику и доказательность рассуждений, учет разнообразных факторов и позиций других участников ситуации, объективность выводов. Все это характеризует рефлексию как сложную мыслительную деятельность.

Содержание рефлексирования в педагогической деятельности, как и в любой другой, включает в себя интегральные (цели, мотивы, антиципация, планирование, принятие решения, операции, контроль, оценка, когнитивные, эмоциональные, волевые и мотивационные процессы. Когнитивный компонент рефлексирования педагогической деятельности представляет собой осознание интеллектуальных способов получения и обработки информации, оценку приемов запоминания, эффективности свойств внимания, своих знаний и представлений о педагогической действительности. Эмоциональный компонент – это осознание отношения к процессу и результату педагогической деятельности, к системе межличностных отношений с другими участниками педагогического общения, к самому себе. Мотивационный компонент представлен осознанием мотивов не только единичных педагогических действий, но, главное, осознанием целей и смыслов, ценностей педагогической деятельности, которые реализует педагог. Волевой компонент – это осознание способов и приемов, позволяющих преодолевать возникающие трудности и преграды, помогающих реализовывать в педагогической деятельности собственное понимание ожидаемого результата. Уровень психических функций наиболее сложен для рефлексирования, так как он предполагает осознание функционирования систем организма, принятие и следование за своей природной сущностью. Таким образом, рефлексированию могут подвергаться все психические явления, присущие личности

Психологический анализ конфликтных ситуаций

Основным этапом разрешения проблемной педагогической ситуации является проведение психологического анализа. В этом случае педагог может вскрыть причины ситуации с целью предупреждения ее перехода в длительный, затяжной конфликт. Основой целью психологического анализа проблемной ситуации является получение определенной информации о ее развитии. Спонтанное реагирование педагога, как и необдуманное решение, может вызвать аффективную импульсивную реакцию учащегося и привести к некорректному вербальному взаимодействию (крики, взаимные упреки, угрозы и др.) – ситуация станет конфликтной. Например, педагоги, предпочитающие авторитарный стиль общения, нетерпимы к любой конфликтной ситуации. Они считают ее угрозой своему авторитету. Поэтому любая конфликтная ситуация, участником которой является авторитарный педагог, переходит в стадию открытого столкновения. Анализ ситуации помогает переключить внимание с возмущения поступком учащегося на его личность и ее проявление в деятельности и отношениях. Если обычно при разборе поступка виноватым оказывается учащийся, который менее симпатичен педагогу (что является следствием подмены учителем объективного изучения личностных качеств учащегося перечнем проступков, в которых тот был замечен раньше, то психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках «нелюбимого» учащегося и отрицательное в поведении учащегося, который 51 симпатичен, разрешить ситуацию, обнаружить стимулирующие факторы для развития личности даже «трудного» ребенка. Психологический анализ помогает педагогу найти как варианты разрешения, так и возможные пути предупреждения или погашения конфликта. Разрешение конфликта на уровне педагогической ситуации – это наиболее благоприятный выход для обеих сторон. Педагог при этом может определить момент возможного перехода ситуации в конфликт и снизить напряженность, тем самым контролировать ситуацию. Погасить конфликт – это значит перевести отношения его участников с аффективно-напряженных в сферу деловых отношений. Анализ конфликтной ситуации включает в себя анализ всех звеньев (элементов) данной ситуации. Анализ ситуации в диаде «педагог – учащийся» требует от педагога наличия развитой рефлексивной позиции, сформированных коммуникативной и конфликтологической компетенций.

Рассмотрим три возможных алгоритма анализа возникающих проблемных ситуаций.

Первый вариант:

содержательное описание возникшей ситуации, конфликта, поступка, его участников, места возникновения, деятельности участников и т. д. ;

определение того, что предшествовало возникновению ситуации;

определение возрастных и индивидуальных особенностей участников, проявившихся в их поведении, ситуации, поступке;

характеристика ситуации с точки зрения учащихся и педагога;

обозначение личностной позиции педагога в возникшей ситуации (отношение его к учащемуся);

определение реальных целей педагога во взаимодействии с учащимся (хочет избавиться от учащегося, помочь ему или же он безразличен к учащемуся);

определение познавательной ценности ситуации для педагога (что нового узнал педагог об учащемся из ситуации, поступка);

анализ основных причин возникновения ситуации или конфликта и его содержания (конфликт деятельности, поведения или отношений);

анализ личности учащегося: его настроения, установок, активности, степени эмоционального возбуждения; отношения к коллективу, товарищам, педагогам, к совместной деятельности, к самому себе; проявившихся в поступке положительных и отрицательных качеств.

Второй вариант:

описание ситуации, ее участников;

определение критического момента, когда можно было предупредить переход ситуации в конфликтную;

оценка педагогом своих действий (что помешало изменить течение ситуации – эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и др.);

анализ приемов воздействия, которые использовал педагог;

оценка приемов воздействия, которые использовал педагог, в том числе с точки зрения адекватности имеющейся у него на начало развития ситуации информации;

анализ поведения педагога в ситуации, его ошибок;

определение вариантов отношений с учащимся после конфликта. Третий вариант:

описание ситуации или конфликта;

определение причин возникновения проблемной ситуации (внутренние и внешние условия) и ее перехода в конфликт;

определение динамики конфликта;

прояснение смысла конфликта для каждого из его участников;

психологический анализ отношений между участниками ситуации.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм»Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм» Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь.

Консультация для педагогов «Что такое рефлексия»Консультация для педагогов «Что такое рефлексия» Рефлексия – это особое качество, заложенное в человеческой природе. Благодаря ей мы способны оценивать и переосмысливать собственные поступки.

Консультация для педагогов «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения» За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской.

Консультация для родителей «Особенности профилактики интернет-аддикции как одной из форм зависимого поведения у детей с ОВЗ» Современный мир невозможно представить без гаджетов: смартфонов, планшетов и прочей цифровой техники, однако специалисты отмечают, что с.

Магнитный «конструктор-инструмент» для развития детейМагнитный «конструктор-инструмент» для развития детей Пользу магнитного конструктора давно признали все ведущие психологи и логопеды, поэтому и рекомендуют детям такие игры. Во время занятий.

Методические рекомендации для педагогов по планированию мероприятий по профилактике противоправного поведения учащихся В учреждениях общего среднего, дополнительного образования детей и молодёжи педагогам совместно с другими специалистами необходимо проводить.

Музыкальный инструмент из бросового материалаМузыкальный инструмент из бросового материала Мастер-класс по изготовления музыкального инструмента " Яйцо-шейкер". Это погремушки - шейкеры, изготовленные из киндер-яйца. Многие родители.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Сценарий выступления педагогов на фестивале «Педагогическая весна»Сценарий выступления педагогов на фестивале «Педагогическая весна» Фестиваль «Педагогическая весна» Автор : Галактионова Е. В. МБДОУ д/с № 27 «Казачок» г. Новочеркасск апрель 2020 Под грамзапись казачьих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая рефлексия как инструмент профилактики конфликтогенного поведения педагогов
Опубликовано: 18 сентября 2023 в 06:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая рефлексия как инструмент профилактики конфликтогенного поведения педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кашеварова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД