Наталья Багайникова
Проект по патриотическому воспитанию «Сохраняя связь времён и народов»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Укырский детский сад»
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА»
Проект «СОХРАНЯЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН И НАРОДОВ»
Воспитатель : Н. И. Багайникова
Укыр-2016
Паспорт проекта «Сохраняя связь времен и народов»
Тема проекта : " Сохраняя связь времён и народов ".
Руководители проекта : Багайникова Наталья Иннокентьевна - воспитатель, Андриянова Анна Владимировна - воспитатель.
Участники проекта :
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Сохраняя связь времён и народов“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Дети, педагоги, родители воспитанников.
Возраст детей, участников проекта :
Дети от 5 до 7 лет.
Направление проекта :
Воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма дошкольников посредством приобщения к народным традициям людей проживающих в селе Укыр (татарским, русским, бурятским).
Предмет проекта :
Традиции детского сада, семейные, народные.
Тип проекта :
Поисково-творческий.
Цель проекта :
Воспитывать интерес к национальной культуре через семейные традиции и традиции образовательной деятельности детского сада, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
Задачи проекта :
- дать детям представление о том, что такое “традиции”.
- знакомить с традициями детского сада, семейными традициями, традициями русского, бурятского, татарского народов;
- развивать интерес к истории, традициям в жизни людей;
- развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные качества;
- воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- организация взаимодействия семьи и дошкольного учреждения с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
Аудио и видео системы, фотоаппаратура, компьютер, библиотека для детей и родителей, интернет - ресурсы, национальные костюмы, атрибуты, предметы интерьера.
Пояснительная записка к проекту
Дошкольный возраст – это период активного освоения социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе формируют у малыша чувство любви к тому месту, где он живет, учит уважать свои традиции и традиции других народов. Поэтому, нам нужно поддерживать связь времен, вернуть утраченные ценности и обратиться к истокам своей культуры, семейным традициям.
Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и научиться уважать свое прошлое, свои истоки и была создана методическая разработка по теме: «Связь времён и народов в воспитании детей старшего дошкольного возраста». Данная методическая разработка способствует развитию познавательных интересов детей, формированию высокой нравственности,
толерантному отношению к людям, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной культуре, творческой активности.
Актуальность выбранной темы:
Дети - будущее нашей страны. Каким оно будет, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них с детства. Именно в детском саду мы учим добру, справедливости, честности и любви, уважению к ближнему. Поэтому детский сад должен заботиться о нравственном становлении личности ребёнка. Культура нашего народа обладает высоким воспитательным потенциалом, духовно-нравственным воздействием на личность ребенка, знакомит его с историко-культурным опытом народа, его духовными традициями.
На данном формирующем этапе педагогической деятельности мы исходили из того, что эффективное приобщение дошкольников к родной культуре происходит при условии заинтересованности детей, их желаниями, мотивами и ожиданиями.
Обращение к этой теме в настоящее время особенно актуально, так как общество нуждается в такой образовательной модели, которая обеспечивает духовно-нравственный компонент в содержании современного дошкольного образования. Что доказывает особую значимость и актуальность данной методической разработки по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
В нашем селе Укыр проживает много людей разных национальностей. Воспитание интернациональных чувств у дошкольников имеет актуальное значение. Для того чтобы уважать традиции своего народа и других народов, их нужно знать. Наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, татары, буряты. Педагоги нашего детского сада знают о родных культурах детей и организуют в различных формах приобщение детей к традициям разных народов. При этом акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни.
Педагогический проект “ Сохраняя связь времён и народов ” представляет собой разработку педагогов нашего детского сада для детей от 5 до 7 лет. Целью использования проекта является желание педагогов погрузить дошкольников и родителей в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций: детского сада, народов разных национальностей, представителями которых являются семьи воспитанников.
Главная идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России и чтобы любить и уважать свою Родину, надо знать ее культуру, историю и традиции. Поэтому мы решили познакомить детей с народными традициями на примере семей воспитанников разных национальностей.
Проблема: детям не понятно значение слова «традиция».
Задача детей: узнать традиции семей; исследовать: какие праздники, мероприятия, проводимые в детском саду можно назвать традицией.
Задача педагогов, с непосредственным участием родителей: познакомить детей с народными традициями, активизировать творческое развитие дошкольников.
Продолжительность проекта : 1 год
Этапы работы над проектом
№ Название Мероприятия
1 Вводный 1. Формирование проблемы: мальчик Костя принёс в детский сад книжку и сказал, что бабушка рассказала, что в нашей семье есть такая традиция: читать её детям перед сном. Эту книгу она читала в детстве маме и моему старшему брату перед сном. И тогда одна девочка спросила, что такое традиция?
2. Узнать у родителей, какие традиции есть в ваших семьях?
2 Подготовительный 1. Планирование совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
2. Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.
3. Сбор информации.
3 Реализационный 1. Составление календаря традиций детского сада.
2. Участие семей воспитанников в праздниках доу.
3. Внедрение в практику работы с детьми серии занятий «О тебе и твоем народе»
4 Заключительный Фестиваль "Дружба народов".
Формы и методы работы:
1 Речевое развитие Оформить книжку – самоделку национальных сказок “Сказки разные нужны, сказки разные важны». Изучение стихов о детском саде, семье, Родине. Знакомство с поэзией разных народов.
Чтение сказок разных народов.
2 Познавательное развитие Знакомство с уже сложившимися традициями детского сада.
Знакомство с традициями в семьях воспитанников.
Изучение народного декоративно-прикладного искусства.
Рассматривание альбома “А у нас традиция такая”.
Знакомство с фотовыставкой «Я живу в Укыре»
3 Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра “В гостях у семьи”.
Театральная неделя “Играем в сказку” : драматизация народных сказок – совместное творчество воспитателей и родителей воспитанников.
4 Социально-коммуникативное развитие Интегрированная НОД на тему "Пасха"
5 Художественно-творческая деятельность Народные праздники.
Разучивание народных песен, танцев, песен патриотического содержания.
Знакомство с устным народным творчеством : пословицы, поговорки, частушки, благопожелания и т. п.
6 Физическое развитие Изучение народных игр.
Неделя народной игры.
7 Работа с родителями Создание календаря традиций.
Активное участие в праздниках ДОУ.
Выпуск газеты детского сада “Каруселька” на тему «Народов дружная семья»
Оформление фотовыставки «Я живу в Укыре».
Оформление альбома семейных традиций “А у нас традиция такая”.
Ожидаемый результат:
Этот проект поможет воспитателям вызвать интерес детей к разным национальным культурам, населяющих родное село: к их обычаям, традициям, фольклору. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и других как о личности. Развитие семейных традиций, традиций детского сада будет способствовать укреплению взаимоотношений между родителями, детьми и дошкольным учреждением.
Дети знают и называют домашний адрес; место работы родителей, понимают значимость их труда; испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожат своей семьей, домом.
Наши знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
Называют представителей других национальностей, населяющих Родину, уважают их культуру и традиции.
Знают национальные игры, с удовольствием в них играют.
Знают и различают народные танцы и мелодии, используют их в своем творчестве.