Наталия Карташова
Челлендж по ПДД «Детский сад и семья: вместе за безопасность дорожного движения!»
Авторы – Леонтьева Татьяна Владимировна, Карташова Наталия Александровна, коллектив педагогов МДОУ детский сад № 1 «Аленушка», сотрудники ОГИБДД МО МВД «Тейковский» и родителями воспитанников.
Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Публикация «Челлендж по ПДД „Детский сад и семья: вместе за безопасность дорожного движения!“» размещена в разделах
Неотъемлемым фактором социализации личности детей является их ближайшее окружение – семья. В настоящее время сотрудничество с родителями воспитанников и участие семей, как равноправных партнеров, в образовательной деятельности, занимает важное место в работе ДОУ. Новой формой отношений семьи и ДОУ являются интерактивные формы взаимодействия. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Основные характеристики такого взаимодействия:
• комфортные условия;
• вовлечение в процесс познания, обсуждения;
• индивидуальный вклад каждого участника;
• обмен знаниями, идеями, способами деятельности;
• исключение доминирования мнений и уважение к чужому мнению, умение выслушивать и делать выводы;
• умение рассуждать, решать проблемы на основе анализа услышанной информации.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
• обмен опытом;
• выработка общего мнения;
• формирование умений, навыков;
• создание условия для диалога;
• группового сплочения.
Челлендж по праву можно назвать одним из видов интерактивного взаимодействия. Что же такое ЧЕЛЛЕНДЖ? Само слово «челлендж» переводится как «проблема, сложная задача, действие и вызов» в контексте словосочетания «бросить вызов». Это – особый жанр интернет - роликов, в которых блогер выполняет задание, снимает его на видеокамеру, а за тем размещает в сети, предлагая его повторить неограниченному кругу пользователей. Челленджи бывают разных видов – пешеходные, велосипедные, автомобильные. Кроме того, каждый из основных видов челленджей делится еще на несколько подвидов, таких как, игровые, знаковые, фоточелленджи и другие.
Во время проведения челленджа все члены семьи на некоторое время становятся участниками увлекательных событий. Собравшимся на челлендж объявляются правила, раздаются тексты с заданиями. Ничто не сближает родителей и детей, как совместно проведенное время, с зарядом положительных эмоций на длительное время.
И не стоит расстраиваться, если ЧЕЛЛЕНДЖ не принес ожидаемых результатов. Это нормально. Нужно еще раз повторить его, сделав новый интернет-ролик!
Если присмотреться, положительных сторон у ЧЕЛЛЕНДЖА достаточно :
• Отличная мотивация
• Получение эмоций и новых ощущений
• Воспитание силы воли
• Повышение самооценки
• Популярность
• Авторитет окружающих
Мы решили использовать в своей работе ЧЕЛЛЕНДЖИ по ПДД. ПДД – Челлендж создается и запускается в социальную сеть в целях активизации работы по обеспечению безопасности детей. Видео-ролик, должен наглядно демонстрировать важность соблюдения правил дорожного движения. В съемке могут принять участие все желающие – родители, родственники, друзья. Возраст участников не ограничен.
Актуальность
С каждым годом возрастает интенсивность транспортных средств на дорогах и увеличивается количество дорожно - транспортных происшествий. Вызывает тревогу рост числа пострадавших детей. Современный детский сад стремится обеспечить детям качественное, образование, обеспечить высокий уровень культуры поведения. В связи с этим необходимо начинать знакомить детей с правилами дорожного движения уже с дошкольного возраста. Педагогами нашего детского сада в этом направлении проводится большая работа. Главная ее задача, чтобы соблюдение правил дорожной безопасности стало осознанной необходимостью.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников.
Предмет изучения: процесс формирования основ культуры безопасности по ПДД в образовательной деятельности у детей дошкольного возраста, через интерактивное взаимодействие с семьями и социальными институтами.
Проблема: увеличение случаев дорожно – транспортного травматизма с участием детей и слабое привитие дошкольникам культуры дорожной безопасности.
Цель выпуска челленджей : формирование пространственной ориентации, закрепление знаний дошкольников о ПДД, и умения применять эти знания на практике, через организацию интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников и участие в челленджах. Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с правилами дорожного движения и дорожными знаками;
- формировать представления о назначении светофора и его сигналах;
- научить детей предвидеть опасное событие и при необходимости действовать.
Развивающие:
- развивать осторожность, внимательность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Речевые:
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного словаря детей в процессе работы над проектом;
Воспитательные:
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Ожидаемые результаты:
- упрочение совместного сотрудничества ДОУ, родителей и ОГИБДД по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма;
- формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого практических навыков и умений.
Формы работы с детьми и родителями:
1. Образовательную деятельность с детьми.
2. Практическая деятельность родителей на дорогах.
3. Художественное творчество детей и родителей по изготовлению памяток, пособий для центра детской активности «Дорожная безопасность» и фликеров.
4. Ситуационно-имитационное моделирование ситуаций, подкрепляющих знания ПДД.
5. Целевые прогулки с родителями по улицам города.
6. Игровая детская деятельность.
7. Тематические погружения по теме проекта.
8. Работа с родителями в рамках интерактивного взаимодействия по созданию челленджей.
9. Использование видеоматериалов по проблеме ПДД.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Хотя их воспитательные функции различны, но для социализации ребенка и воспитании грамотного пешехода необходимо их тесное сотрудничество. Тем самым при использовании интерактивных форм взаимодействия с родителями детский сад реализует принцип партнерства и диалога.
В рамках инновационной площадки, совместно с ОГИБДД МО МВД «Тейковский», а также с родителями и педагогами, были организованы и проведены несколько челленджей по ПДД. Челленджи были запущены в социальные сети размещены на аккаунтах в одноклассниках, ВК и Инстаграме:
• «За безопасность дорожного движения-всей семьей!» (октябрь 2020г.,);
• «#Вниманиедети #соблюдайтепдд #гибддтейково» (декабрь 2020г.)
В семейных челленджах взрослые и дети не забывали напомнить о необходимости соблюдения ПДД и бросали вызов с целью пропаганды дорожной безопасности.
Положительная эффективность формирования навыков безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста может быть достигнута, если знания о ПДД они будут применять на практике вместе с родителями, в которую будут включены дорожные ситуации.