Елена Кашина
Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с родным краем, его историей и культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Патриотическое воспитание старших дошкольников, через ознакомление с родным краем, его историей и культурой». Проектная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы.
Актуальность
Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Родина - это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм неиссякаемый источник развития общества.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В современном обществе проблема патриотизма стоит очень остро. Повсеместно наблюдается кризис патриотических чувств: дети не уважают ветеранов и считают фашистов освободителями народов, призывники не хотят идти в армию, взрослые ругают правительство и говорят о лучшей жизни за границей.
Проблема воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Поэтому, главная задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к своим близким и гордость за страну, свой народ, проживающий в ней, яркие воспоминания про место, где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Срок реализации проекта: долгосрочный, сентябрь 2021 г. – май 2022 г., периодичность занятий - 1-2 занятия в неделю, продолжительность занятий 20-30 минут.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории семьи и родного города.
Задачи:
- формировать духовно-нравственные отношения к своей семье, родному дому;
- расширять представления о родном крае, столице нашей Родины – городе Москве;
- приобщать к социокультурным нормам общества и государства;
- воспитание нравственно-патриотических чувств через систематизацию знаний о своей семье, родном городе, своей стране.
Ожидаемый результат:
1. У детей повысится познавательный интерес к родному городу краю, его истории, жизни.
2. Речь детей станет ярче, выразительнее, обогащающие словарный запас, возрастет речевая активность детей в повседневной жизни.
3. Родители активно будут принимать участие в фотовыставках, конкурсах, акциях.
Активное приобщение родителей к образовательному процессу:
- консультации - «Семейные традиции», «Человек начинается с детства», «В игре ребёнок познаёт мир, общается, развивается», «Культура и традиции русского народа», «Как научить детей любить и охранять нашу природу»;
- папка-передвижка «Конвенция о правах ребёнка»;
- участие в выставке семейных поделок из природных материалов «Волшебный сундучок осени»;
- участие в выставке семейных поделок «Новогоднее чудо»;
- участие в фотовыставке «Мы помощники для дедушки и бабушки», «Я и наш защитник отечества»;
- конкурс семейных плакатов «Мы за здоровый образ жизни».
- участие в акциях «Генеалогическое древо семьи», «Наша семейная пословица», «Покормите птиц зимой», кулинарная книга «Мамины вкусняшки», поздравительный видеоролик «Никто не забыт, ничто не забыто»; «Журавли памяти».
Формы и методы реализации проекта:
- Игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы).
- Словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.).
- Наглядные (просмотр мультфильмов, презентаций, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.).
- Практические (художественное творчество).
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный 7.09.2021 – 30.09.2021.
- Изучение проблемы по теме;
- Подбор и чтение литературы по теме;
- Подбор консультаций для работы с родителями;
- Подбор консультаций для работы с воспитателями ДОУ;
- Составление перспективного планирования для работы с детьми;
- Создание предметно-развивающей среды.
2. Практический 1.10.2021 – 20.05.2022.
Тема «Семья»
- беседы: «Кто живет в моей семье», «Семейные традиции»;
- составление рассказов о своей семье: «Моя мама», «Мой папа», «Моя семья»;
- рисование «Моя семья», «Мои игрушки»;
- словесные игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому», «Кто, кому, кем приходится?»;
- дидактические игры «Профессии», «Кем быть?»;
- чтение художественной литературы Л. Толстой «Старый дед и внучок», «Любовь мамы» А. А. Лопатина, Е. Благина «Наш дедушка», Р. Гуишу «Самый лучший папа», А. Барто «Большая семья»;
- просмотр мультфильма «Маша и волшебное варенье», «Цветик-семицветик»;
- толкование пословиц и поговорок «Вся семья вместе и душа на месте»; «Сердце матери лучше солнца греет»;
- сюжетно-ролевая игра «Семья»;
- консультация для родителей «Семейные традиции»;
- акция с детьми «Открытка для ветерана»;
- акции совместно с родителями «Генеалогическое древо семьи», «Наша семейная пословица»;
- выставка поделок из природных материалов «Волшебный сундучок осени»;
- Фотовыставка «Мы помощники для дедушки и бабушки».
Тема «Моя малая Родина»
- беседы: «Как мне в садике живётся», «Кто работает в детском саду – профессии», «Животные и растения нашего края», «История моей улицы»;
- экскурсия по детскому саду;
- сюжетно-ролевая игра «Детский сад»;
- художественное творчество рисование «Мой любимый детский сад», «Мой друзья», «Мой игрушки в детском саду»;
- знакомство с символикой нашего города и края;
- чтение художественной литературы С. Михалкова «А что у вас, Л. Толстой «Косточка», С. Маршак «Пожар», А. А. Лопатина «Любовь к родине», А. А. Лопатина «Любовь к животным»;
- просмотр мультфильма «Волшебное слово». В. Осеева;
- консультация для родителей «Человек начинается с детства»;
- выставка семейных поделок «Новогоднее чудо».
Тема – «Страна, ее столица, символика»
- беседы: «Страна в которой я живу - Россия», «Государственная символика России»;
- рассматривание картин и иллюстраций с достопримечательностями страны;
- рассматривание географической карты, глобуса;
- рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»;
- слушание гимна России, музыкальных произведений: «Марш защитников Москвы» А. Сурков, «Катюша» М. Блантер;
- чтение художественной литературы «Две березы» Т. А. Шорыгина, «Прогулка» С. Михалков, А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», А. А. Лопатина «Ответственность», А. А. Лопатина «Трудолюбие»;
- заучивание стихотворения «Родина» З. Александрова;
- рисование «Русский национальный костюм», «Красная площадь»;
- подвижные игры «Горелки», «День, ночь», «Гуси – лебеди»;
- участие родителей в акции «Покормите птиц зимой»;
- работа с родителями: папка - передвижка «Конвенция о правах ребёнка».
Тема – «Служение Родине. Наша Армия»
- беседы на тему «Великие битвы»,
«Дети войны», «День Победы»;
- рисование «Мой папа, самый, самый», «Неизвестный солдат», «Военная техника»;
- рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»;
- дидактическая игра «Отгадай военную профессию»;
- ручной труд: «Бескозырка, пилотка, бинокль»;
- сюжетно-ролевая игра «Летчики»;
- рассматривание картины «Богатыри»;
- чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная», С. П. Алексеев «От Москвы до Берлина», А. А. Лопатина «Храбрость», Митяев А. «Землянка», Лавренев Б. «Большое сердце».
- консультация для родителей «В игре ребёнок познаёт мир, общается, развивается»;
- участие родителей в фото галерея «Я и наш защитник отечества».
Тема - «Культура и традиции»
- беседы на тему «Народно-прикладное искусство России», «Культура и традиции русского народа», «Народные праздники на Руси»;
- рисование «Золотая хохлома», «Гжель»;
- Рассматривание иллюстрации Н. Кустодиева «Масленица»;
- чтение русских народных сказок «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой»;
- знакомство с русскими народными пословицами, поговорками «Человек без друзей, что дерево без корней», «Где кто родится, там и пригодится»;
- чтение художественной литературы «Необъятная страна» В. Степанова;
- консультация для родителей «Культура и традиции русского народа»;
- конкурс семейных плакатов «Мы за здоровый образ жизни».
Тема – «Правила, по которым мы живем»
- просмотр презентации «9 мая - День Победы», «Города – герои»;
- рисование: «Георгиевская ленточка», «День Победы»;
- оригами «Солдатский треугольник»;
- слушание песни «Этот день Победы» Д. Тухманов, «Три танкиста», «Синий платочек»;
- чтение художественной литературы С. Маршак «Пограничники», Л. Пантелеева «Маринка», А. Твардовский «Рассказ танкиста», А. И. Семенцова «Героические поступки»;
- возложение цветов к памятнику воинам, погибшим во время Великой Отечественной войне;
- консультация для родителей «Как научить детей любить и охранять нашу природу»;
- мастер-класс для родителей «Открытка для Ветеранов»;
- участие родителей в акциях «Никто не забыт, ничто не забыто», «Журавли памяти»;
- коллективное участие детей во всероссийской акции «В моем окне Великий день победы».
3. Заключительный 20.05.2022 – 25.05.2022.
- Обобщение результатов работы, анализ деятельности;
- Обмен опытом реализации проекта с педагогами ДОУ;
- Организация праздничного мероприятия для детей, посвященного «Дню Победы».
Достигнутые результаты.
При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность: воспитанникам было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее воспитанники обменялись полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц.
Рассматривание фотографий, иллюстраций способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города.
Организованная и проведенная деятельность позволила обобщить и систематизировать знания воспитанников о родном крае и стране, повысить активность, уверенность.
Формирование нравственно-патриотических чувств у воспитанников невозможно без установления тесной связи с семьей. Организация совместных творческих заданий объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.
Проведенные для родителей консультации, акции, выставки помогли стать для своих детей примером отношения к своей стране, городу, к месту, где живёшь.
Культура родного города, страны должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Осознание себя живущим в определенный временной период, в определенных условиях, воспитанник приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Дальнейшее развитие проекта.
Организация устойчивого сотрудничества дошкольного учреждения с социальными организациями с целью расширения социального опыта детей, их знаний о культуре и истории нашего города.
Список литературы
1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2004. – 214 с.
2. Бороздина, О. С. Образовательная среда как фактор приобщения детей к отечественной культурной традиции [Текст] / О. С. Бороздина // Дошкольное воспитание. 2007. - № 2. – С. 21-27.
3. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России [Текст] / Г. Н. Данилина. – М. : АРКТИ, 2003.
4. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателя детского сада [Текст] / А. Д. Жариков. – М: Просвещение, 1980.
5. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях [Текст] / Н. В. Ипполитова. – Челябинск: ЧГПЦ, 1997.
6. Кондрыкинская, Л. А. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Л. А. Кондрыкинская. – М. : МИПКРО, 1996.
7. Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: программа, учеб. – метод. пособие / М. Д. Махнаева, О. Л. Князева. – СПб: Детство – Пресс, 1998.
8. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М. Ю. Новицкая. – М., Изд. «Линка-Пресс», 2003.
9. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] / И. П. Подласый. – М. : Учеб. Для студентов высших пед. учеб. Заведений.
10. Пименова, Л. В. Патриотическое воспитание [Текст] / Л. В. Пименова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 5-9.
11. Рыбалова, И. П. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] / И. П. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С. 45-55.
Фотогалерея
Акция "Открытка для Ветерана"
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Опыт работы по теме Патриотическое](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840171.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Воспитание детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840419.jpg)
Акция "Покормите птиц зимой"
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Материалы для педагогов воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным краем его историей и культурой](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840234.jpg)
Акция "Я горжусь своей семьей"
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Проектная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840297.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Актуальность Человеку никак нельзя жить без Родины как нельзя жить без сердца](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840314.jpg)
Акция "Синичкин день"
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Паустовский Темочки Воспитание детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840366.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Материалы для педагогов Консультации для педагогов и воспитателей Нравственно патриотическое воспитание Республика область край](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840381.jpg)
Акция «В моем окне Великий день победы»
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 ВСЕ список Родной край краеведение](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651841093.jpg)
Выставка поделок "Новогоднее чудо"
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Любовь к Родине преданность своему народу готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм неиссякаемый источник развития общества](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840515.jpg)
Выставка поделок "Волшебный сундучок осени"
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Родина Отечество В корнях этих слов близкие каждому образы мать и отец родители те кто дает жизнь новому существу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840612.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840627.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Любовь к близким людям к детскому саду к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840655.jpg)
Фото - экспозиция «Мы помощники для дедушки и для бабушки»
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 В современном обществе проблема патриотизма стоит очень остро](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840695.jpg)
Конкурс семейных плакатов «Мы за здоровый образ жизни»
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Вид проекта практико ориентированный](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840743.jpg)
Возложение цветов к памятнику воинам, погибшим во время "Великой Отечественной войне"
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Срок реализации проекта долгосрочный сентябрь г](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840841.jpg)
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 периодичность занятий занятия в неделю продолжительность занятий минут](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840859.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Участники дети родители воспитатели](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840883.jpg)
Организация праздничного мероприятия, посвященного «Дню Победы»
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Цель воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры традициям истории семьи и родного города](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-359530-1651840931.jpg)