Елена Кашина
Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с родным краем, его историей и культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Патриотическое воспитание старших дошкольников, через ознакомление с родным краем, его историей и культурой». Проектная деятельность воспитателя с детьми подготовительной группы.
Актуальность
Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с родным краем, его историей и культурой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Родина - это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм неиссякаемый источник развития общества.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В современном обществе проблема патриотизма стоит очень остро. Повсеместно наблюдается кризис патриотических чувств: дети не уважают ветеранов и считают фашистов освободителями народов, призывники не хотят идти в армию, взрослые ругают правительство и говорят о лучшей жизни за границей.
Проблема воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Поэтому, главная задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к своим близким и гордость за страну, свой народ, проживающий в ней, яркие воспоминания про место, где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Срок реализации проекта: долгосрочный, сентябрь 2021 г. – май 2022 г., периодичность занятий - 1-2 занятия в неделю, продолжительность занятий 20-30 минут.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории семьи и родного города.
Задачи:
- формировать духовно-нравственные отношения к своей семье, родному дому;
- расширять представления о родном крае, столице нашей Родины – городе Москве;
- приобщать к социокультурным нормам общества и государства;
- воспитание нравственно-патриотических чувств через систематизацию знаний о своей семье, родном городе, своей стране.
Ожидаемый результат:
1. У детей повысится познавательный интерес к родному городу краю, его истории, жизни.
2. Речь детей станет ярче, выразительнее, обогащающие словарный запас, возрастет речевая активность детей в повседневной жизни.
3. Родители активно будут принимать участие в фотовыставках, конкурсах, акциях.
Активное приобщение родителей к образовательному процессу:
- консультации - «Семейные традиции», «Человек начинается с детства», «В игре ребёнок познаёт мир, общается, развивается», «Культура и традиции русского народа», «Как научить детей любить и охранять нашу природу»;
- папка-передвижка «Конвенция о правах ребёнка»;
- участие в выставке семейных поделок из природных материалов «Волшебный сундучок осени»;
- участие в выставке семейных поделок «Новогоднее чудо»;
- участие в фотовыставке «Мы помощники для дедушки и бабушки», «Я и наш защитник отечества»;
- конкурс семейных плакатов «Мы за здоровый образ жизни».
- участие в акциях «Генеалогическое древо семьи», «Наша семейная пословица», «Покормите птиц зимой», кулинарная книга «Мамины вкусняшки», поздравительный видеоролик «Никто не забыт, ничто не забыто»; «Журавли памяти».
Формы и методы реализации проекта:
- Игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы).
- Словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.).
- Наглядные (просмотр мультфильмов, презентаций, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.).
- Практические (художественное творчество).
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный 7.09.2021 – 30.09.2021.
- Изучение проблемы по теме;
- Подбор и чтение литературы по теме;
- Подбор консультаций для работы с родителями;
- Подбор консультаций для работы с воспитателями ДОУ;
- Составление перспективного планирования для работы с детьми;
- Создание предметно-развивающей среды.
2. Практический 1.10.2021 – 20.05.2022.
Тема «Семья»
- беседы: «Кто живет в моей семье», «Семейные традиции»;
- составление рассказов о своей семье: «Моя мама», «Мой папа», «Моя семья»;
- рисование «Моя семья», «Мои игрушки»;
- словесные игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому», «Кто, кому, кем приходится?»;
- дидактические игры «Профессии», «Кем быть?»;
- чтение художественной литературы Л. Толстой «Старый дед и внучок», «Любовь мамы» А. А. Лопатина, Е. Благина «Наш дедушка», Р. Гуишу «Самый лучший папа», А. Барто «Большая семья»;
- просмотр мультфильма «Маша и волшебное варенье», «Цветик-семицветик»;
- толкование пословиц и поговорок «Вся семья вместе и душа на месте»; «Сердце матери лучше солнца греет»;
- сюжетно-ролевая игра «Семья»;
- консультация для родителей «Семейные традиции»;
- акция с детьми «Открытка для ветерана»;
- акции совместно с родителями «Генеалогическое древо семьи», «Наша семейная пословица»;
- выставка поделок из природных материалов «Волшебный сундучок осени»;
- Фотовыставка «Мы помощники для дедушки и бабушки».
Тема «Моя малая Родина»
- беседы: «Как мне в садике живётся», «Кто работает в детском саду – профессии», «Животные и растения нашего края», «История моей улицы»;
- экскурсия по детскому саду;
- сюжетно-ролевая игра «Детский сад»;
- художественное творчество рисование «Мой любимый детский сад», «Мой друзья», «Мой игрушки в детском саду»;
- знакомство с символикой нашего города и края;
- чтение художественной литературы С. Михалкова «А что у вас, Л. Толстой «Косточка», С. Маршак «Пожар», А. А. Лопатина «Любовь к родине», А. А. Лопатина «Любовь к животным»;
- просмотр мультфильма «Волшебное слово». В. Осеева;
- консультация для родителей «Человек начинается с детства»;
- выставка семейных поделок «Новогоднее чудо».
Тема – «Страна, ее столица, символика»
- беседы: «Страна в которой я живу - Россия», «Государственная символика России»;
- рассматривание картин и иллюстраций с достопримечательностями страны;
- рассматривание географической карты, глобуса;
- рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»;
- слушание гимна России, музыкальных произведений: «Марш защитников Москвы» А. Сурков, «Катюша» М. Блантер;
- чтение художественной литературы «Две березы» Т. А. Шорыгина, «Прогулка» С. Михалков, А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», А. А. Лопатина «Ответственность», А. А. Лопатина «Трудолюбие»;
- заучивание стихотворения «Родина» З. Александрова;
- рисование «Русский национальный костюм», «Красная площадь»;
- подвижные игры «Горелки», «День, ночь», «Гуси – лебеди»;
- участие родителей в акции «Покормите птиц зимой»;
- работа с родителями: папка - передвижка «Конвенция о правах ребёнка».
Тема – «Служение Родине. Наша Армия»
- беседы на тему «Великие битвы»,
«Дети войны», «День Победы»;
- рисование «Мой папа, самый, самый», «Неизвестный солдат», «Военная техника»;
- рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»;
- дидактическая игра «Отгадай военную профессию»;
- ручной труд: «Бескозырка, пилотка, бинокль»;
- сюжетно-ролевая игра «Летчики»;
- рассматривание картины «Богатыри»;
- чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная», С. П. Алексеев «От Москвы до Берлина», А. А. Лопатина «Храбрость», Митяев А. «Землянка», Лавренев Б. «Большое сердце».
- консультация для родителей «В игре ребёнок познаёт мир, общается, развивается»;
- участие родителей в фото галерея «Я и наш защитник отечества».
Тема - «Культура и традиции»
- беседы на тему «Народно-прикладное искусство России», «Культура и традиции русского народа», «Народные праздники на Руси»;
- рисование «Золотая хохлома», «Гжель»;
- Рассматривание иллюстрации Н. Кустодиева «Масленица»;
- чтение русских народных сказок «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой»;
- знакомство с русскими народными пословицами, поговорками «Человек без друзей, что дерево без корней», «Где кто родится, там и пригодится»;
- чтение художественной литературы «Необъятная страна» В. Степанова;
- консультация для родителей «Культура и традиции русского народа»;
- конкурс семейных плакатов «Мы за здоровый образ жизни».
Тема – «Правила, по которым мы живем»
- просмотр презентации «9 мая - День Победы», «Города – герои»;
- рисование: «Георгиевская ленточка», «День Победы»;
- оригами «Солдатский треугольник»;
- слушание песни «Этот день Победы» Д. Тухманов, «Три танкиста», «Синий платочек»;
- чтение художественной литературы С. Маршак «Пограничники», Л. Пантелеева «Маринка», А. Твардовский «Рассказ танкиста», А. И. Семенцова «Героические поступки»;
- возложение цветов к памятнику воинам, погибшим во время Великой Отечественной войне;
- консультация для родителей «Как научить детей любить и охранять нашу природу»;
- мастер-класс для родителей «Открытка для Ветеранов»;
- участие родителей в акциях «Никто не забыт, ничто не забыто», «Журавли памяти»;
- коллективное участие детей во всероссийской акции «В моем окне Великий день победы».
3. Заключительный 20.05.2022 – 25.05.2022.
- Обобщение результатов работы, анализ деятельности;
- Обмен опытом реализации проекта с педагогами ДОУ;
- Организация праздничного мероприятия для детей, посвященного «Дню Победы».
Достигнутые результаты.
При ознакомлении с историей малой родиной была организована поисковая деятельность: воспитанникам было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее воспитанники обменялись полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц.
Рассматривание фотографий, иллюстраций способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города.
Организованная и проведенная деятельность позволила обобщить и систематизировать знания воспитанников о родном крае и стране, повысить активность, уверенность.
Формирование нравственно-патриотических чувств у воспитанников невозможно без установления тесной связи с семьей. Организация совместных творческих заданий объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.
Проведенные для родителей консультации, акции, выставки помогли стать для своих детей примером отношения к своей стране, городу, к месту, где живёшь.
Культура родного города, страны должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Осознание себя живущим в определенный временной период, в определенных условиях, воспитанник приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Дальнейшее развитие проекта.
Организация устойчивого сотрудничества дошкольного учреждения с социальными организациями с целью расширения социального опыта детей, их знаний о культуре и истории нашего города.
Список литературы
1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2004. – 214 с.
2. Бороздина, О. С. Образовательная среда как фактор приобщения детей к отечественной культурной традиции [Текст] / О. С. Бороздина // Дошкольное воспитание. 2007. - № 2. – С. 21-27.
3. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России [Текст] / Г. Н. Данилина. – М. : АРКТИ, 2003.
4. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателя детского сада [Текст] / А. Д. Жариков. – М: Просвещение, 1980.
5. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях [Текст] / Н. В. Ипполитова. – Челябинск: ЧГПЦ, 1997.
6. Кондрыкинская, Л. А. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Л. А. Кондрыкинская. – М. : МИПКРО, 1996.
7. Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: программа, учеб. – метод. пособие / М. Д. Махнаева, О. Л. Князева. – СПб: Детство – Пресс, 1998.
8. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М. Ю. Новицкая. – М., Изд. «Линка-Пресс», 2003.
9. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] / И. П. Подласый. – М. : Учеб. Для студентов высших пед. учеб. Заведений.
10. Пименова, Л. В. Патриотическое воспитание [Текст] / Л. В. Пименова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 5-9.
11. Рыбалова, И. П. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] / И. П. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С. 45-55.
Фотогалерея
Акция "Открытка для Ветерана"
Акция "Покормите птиц зимой"
Акция "Я горжусь своей семьей"
Акция "Синичкин день"
Акция «В моем окне Великий день победы»
Выставка поделок "Новогоднее чудо"
Выставка поделок "Волшебный сундучок осени"
Фото - экспозиция «Мы помощники для дедушки и для бабушки»
Конкурс семейных плакатов «Мы за здоровый образ жизни»
Возложение цветов к памятнику воинам, погибшим во время "Великой Отечественной войне"
Организация праздничного мероприятия, посвященного «Дню Победы»