екатерина хлопотова
Патриотическое воспитание дошкольников посредством русской народной подвижной игры
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания патриотических чувств у дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.
В настоящее время в жизни нашего общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, уважение к обычаям своего народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Очень важно уделять внимание патриотическому воспитанию ребенка во всех аспектах жизни, в том числе и в физическом воспитании. Патриотическое воспитание на занятиях физкультуры проходит через физические упражнения, русские народные подвижные игры.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников посредством русской народной подвижной игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подвижные игры для детей
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Темочки
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В ней ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходиться добровольно отказаться от своих желаний, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности.
В подвижных народных играх удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Игровая культура России – одна из самых богатых в мире. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.
У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Знакомство детей с русской народной подвижной игрой лучше начинать с младшего дошкольного возраста. Нужно начинать с игр, которые привлекают своей простотой, эмоциональностью. Для привлечения внимание детей к игре, привития желания играть используются простые игры типа : «У медведя во бору», «Птички в гнездышках», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Мыши и кот», «По ровненькой дорожке» и другие. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к природе, окружающему миру, но и имеют познавательное значение. Игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.
Для формирования духовно-нравственных качеств у детей средней группы, необходимо играть с детьми в игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта. Например: «Угадай, кто позвал», «Зайцы и волк», «Гуси – гуси», «Два Мороза» и др.
В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать знакомить детей с народными подвижными играми типа : «Жмурки», «Совушка», «Баба Яга» «Золотые ворота», «Салки с ленточкой», «Удочка» и другие. В них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные подвижные игры не только доставляют детям большое удовольствие, заставляют их много двигаться и требуют ловкости, находчивости, смекалки, упорства, но формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края. Дети любят сюжетные народные подвижные игры, с удовольствием выполняют те или иные роли.
Наиболее выразительными из народных игр являются игры-хороводы : «Пузырь», «Домовой», «Клубочек» и другие. Хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством.
В народных подвижных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Поэтому целесообразно включать их в активный отдых детей, в тематические недели, в традиционные развлечения, например,«Карусель», «Бег в валенках», Баба Яга», «Кто дальше?» и другие.
Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.
Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.