ГАРИБОВА ТАТЬЯНА
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение историческим и культурным ценностям
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов: «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к историческим и культурным ценностям».
Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение историческим и культурным ценностям» размещена в разделах
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у
них патриотических чувств.
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на
формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина,
патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в
мирное и военное время. Система патриотического воспитания
предусматривает формирование и развитие социально – значимых ценностей,
16
гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в
образовательных учреждениях всех типов и видов».
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из
задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к
близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее
сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной
стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют
огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и
уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и
патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного
достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что
они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане
России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой
родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором
они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день.
Затем нужно подводить к пониманию того, что город, посёлок – часть
большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель
страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он
любит свою страну.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его
действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства
проявляются в чувстве восхищения своим городом, своим посёлком, своей
страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по
этому разделу.
Самое сложное в работе по знакомству с родным городом, посёлком
особенно с его историей и достопримечательностями, является составление
рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:
17
– сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями,
репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др. ;
– обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы
активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать
самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому ( можно спросить:
Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить
город, посёлок? Что может означать название нашего города, посёлка);
– не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте
такие выражения: Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки
были такими же маленькими, как вы; или: Это было очень- очень- оченьочень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете;
– используйте доступную детям лексику. Значение незнакомых слов (князь,
старейшина) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не
перегружайте рассказ сложными терминами.
Каждый момент ознакомления детей с малой родиной должен быть пронизан
воспитанием уважения к человеку – труженику, достойному гражданину.
Задачи приобщения детей к жизни города, посёлка могут быть решены, когда
на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего
окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Родители нашей группы совместно с детьми, готовили альбомы «Моя семья»,
затем ребята рассказывали о своих родителях, братьях, сестрах, бабушках и
дедушках. Тем самым они много узнали о своих родных, о том, чем они
занимаются, как живут. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная
память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам,
традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-
18
прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих
культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у
детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит
сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого
труженика, их подвигов. Очень важно ознакомить детей с народной
декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна
увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Дети знакомятся с
разнообразными способами плетения, рассматривают и лепят глиняную
посуду и предметы обихода, украшают их росписью. На занятиях по
аппликации обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах
создания узора, традиционных элементах народных росписей. Окружающий
мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество.
Дошкольники с удовольствием рисуют родную природу, расписывают
рушники, знакомятся с различными видами художественной росписи. Чем
интереснее и целенаправленней воспитатель организует наблюдения
окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.
Реализуя поставленные задачи, я решила, что наиболее важно обогатить опыт
детей, предоставив им возможность исследовать предметы народного быта.
Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно
детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, крынку (махотка, горшок,
расписанные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними,
рассматривали, изучали. А позже и сами приобщались к изготовлению и
украшению этих предметов: лепили игрушки, посуду из глины и соленого
теста, расписывали ложки, матрешек.
Для приобщения детей к истокам русской народной куклы необходимо,
чтобы окружающие их предметы, впервые пробуждающие душу ребенка,
воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть
19
национальными. Уже в группах раннего возраста дети знакомятся с русской
народной игрушкой – матрешкой, с удовольствием играют с ней,
рассматривают ее яркий наряд, радуются, обнаружив, что внутри одной
матрешки спрятались ее сестрички. А старшие дошкольники знакомятся с
историей возникновения куклы, материала из которого она изготавливается,
а затем как настоящие мастера расписывают их. Кукла вообще занимает
особое место в воспитании ребенка. Это игрушка, которая больше всего
отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом
человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых
отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей
действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и
расширяет их, познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у
него появляются навыки общения.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки,
пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как
нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему
нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками,
пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим
нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным
образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные
детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу,
нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко
оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки,
восхваляются положительные качества людей.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя
устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально –
положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры
20
способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в
преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Неоценимым национальным богатством являются календарные
национальные игры. Наши дети знакомы с календарными играми, русскими
народными играми во время проведения обрядовых праздников,
посвященным разным циклам земледельческого календаря. Через игру мы, на
доступном для детей уровне, знакомим их с народным календарем, основами
православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с
крестьянским трудом. Это способствует развитию познавательных
способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает
любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской
культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
становятся ближе, понятнее ребенку.
Решение практической задачи нравственно-патриотического
воспитания детей представляется возможным средствами творческих
выставок. В нашей группе в преддверие любого праздника оформляются
выставки рисунков: «Моя любимая мамочка» (к 8 марта, «Наши защитники»
(к 23 февраля, «Этих дней не смолкнет слава» (к 9 мая) и т. д., поделок из
различных материалов: (выставка работ «Осенние фантазии», выставка
поделок из картофеля к развлечению «Ах, картошка, ты картошка!», к
новогоднему празднику творческая выставка «Символ года» и т. д.)
Силами воспитателей и родителей в нашем дошкольном учреждении
создан мини-музей «Русская изба». Дети знакомятся с культурой своего
народа, узнают его обычаи, обряды, как раньше жили люди на Руси, каким
было отношение к матери и отцу, вообще в семье.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно
обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает
интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!