Кристина Кирьянова
Конспект урока в 3 классе «Памятники архитектуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Памятники архитектуры».
Класс : 3А
Тип урока : изучение нового материала.
Цель: обратить внимание школьников на архитектурные сооружения; акцентировать интерес на памятниках архитектуры и бережном отношении к ним; обучить созданию проекта здания или архитектурного ансамбля; познакомить с понятиями «малая родина», «памятник архитектуры», «зодчество»».
Задачи:
Публикация «Конспект урока в 3 классе „Памятники архитектуры“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
обучающие: способствовать формированию представления об архитектуре как особом виде изобразительного искусства, показать роль архитектуры в жизни человека;
развивающие: способствовать развитию внимания, фантазии и воображения; развитие речи обучающихся; развитие мелкой моторики.
воспитательные: способствовать воспитанию дисциплинированности, ответственности, способность сопереживать,
самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность,
заинтересованность и пытливость в процессе учения;воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;
Оборудование: доска, наглядный материал, учебник, презентация.
Ход урока
Этапы Характеристика учебного процесса
I.Орг. момент Учитель Ученик
У нас на парте всё в порядке:
Альбомы, кисти и пеналы.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!
-Здравствуйте ребята, меня зовут Виктория Александровна, сегодняшний урок проведу я.
-Сели правильно, спинки ровные. Переключают внимание на учителя.
Настраиваются на работу.
II. Самоопределение к деятельности Вы каждый день выходите на улицы вашей родной станицы, и уже, наверное, не глядя, можете сказать, где какое здание расположено. Закройте на минуту глаза и вообразите, что шагаете по своей улице. Вспомните, мимо каких зданий вы проходите, когда идёте из дома в школу.
- Кто хочет рассказать об этом?
-Как называется страна, в которой родился человек? Верно, наша общая Родина - Россия, это могучая и великая страна, самая большая в мире. Но ещё у каждого из нас есть город или село, в котором он родился, и это место принято называть малой Родиной. Например, знаменитый русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, значит, Москва – это и есть его малая родина.
- Все ли из нас знают, где родились? Можете вы назвать этот город, село?
-Человек может родиться в одном месте, а потом переехать в другое, но его малая родина останется с ним навсегда. И каждый город, каждое село имеют свой неповторимый облик. Часто это связано со зданиями, которые там построены.
- Есть ли в нашей станице красивые здания, о которых бывает приятно вспомнить?
- Давайте посмотрим на красивые здания в станице Вёшенской. Слайд 1-4
- Чем вам нравятся эти здания?
- Видели ли вы по телевизору или на фотографиях здания, которые являются знаменитыми?
- Ребята может кто-то знает, что это за здания? Как вы думаете, как они называются?
- Это памятники архитектуры – это не просто здания, а хранители наследия предков. Они составляют часть культурного достояния страны, народа, человечества.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Сегодня на уроке вы узнаете много о памятниках архитектуры и сами попробуете создать проект такого здания.
-Ответы школьников
-Родина
-Ответы учащихся
-Церковь, Дом-музей М. А. Шолохова, музыкальная школа и тд.
-Памятники архитектуры.
III. Изучение нового материала.
-Ребята, чем отличаются друг от друга архитектурные сооружения? В чём заключается их различие?
- Можем мы отличить здание театра от жилого дома? В чём заключается их различие?
- Можем мы отличить здание завода от здания школы? В чём заключается их различие?
-Откройте учебник на ст. 46, прочитайте текст. Очень интересно наблюдать за памятниками архитектуры, построенными в разное время и разными мастерами, находить в них различие и особенности построения каждого здания.
- Назовите профессии людей, которые оставили нам в наследство памятники архитектуры.
Профессия «архитектор» имеет ещё другое название – «зодчий», в старину это слово даже было более популярным. В переводе с греческого языка слово «зодчий» означает «главный строитель», т. е. – автор проекта, по которому проводится строительство. От этого слова произошло другое - «зодчество», что означает науку и искусство созидать здания.
-Ребята запомните, зодчий – автор проекта, по которому ведётся строительство, зодчество – наука и искусство создавать здания.
Когда рассказывают о старинных постройках, о зданиях, которые являются памятниками архитектуры, то чаще используют слово «зодчий». Повторите его вместе и запомните.
-К памятникам архитектуры надо относится бережно, это здания, которые имеют историческую ценность. Если мы знаем, в каком веке был выстроен тот или иной дом, то по его блику можно представить себе, как выглядели тогда города, какие материалы для этого использовались.
-В этом можно убедиться, рассмотрев здания старинной архитектуры и современной. Слайд5 (Педагог проводит демонстрацию фотографий старинного и современного зданий.)
Мы можем проанализировать только внешнюю часть зданий, их фасады.
-Запомните, фасад – это передняя часть здания.
У поэта В. Маяковского есть стихотворение «Кем быть?». В нём говорится о разных профессиях, в том числе и архитектора, зодчего.
… Я бы строить дом пришёл,
Пусть меня научат!
Я сначала начерчу
Дом такой, какой хочу.
Это будет перед,
Называется фасад.
Это - каждый разберё т:
Это – ванна, это – сад.
- Как называется передняя часть здания?
Рассмотрим фасады зданий, построенных в разные эпохи.
(Демонстрация зданий старинной постройки.)слайд6
Это старинный жилой дом. Вы видите, что он невысок, сделан из дерева, имеет большое число украшений по фасаду. Дом оформлен декоративными деталями – заветками, изображениями животных. Они называются словом «лепнина». Раньше их делали из глины. Окна небольшие, оформленные резными деревянными наличниками. По внешнему виду здания ясно, что это дом зажиточного человека.
(Демонстрация современной постройки.)слайд7
А вот фасад современного дома. Он сделан из современных материалов, скорее всего из железобетонных плит. Железобетон – строительный материал, который был придуман в XX веке.
- Расскажите о фасаде современного дома.
-Ребята сейчас мы с вами посмотрим памятники архитектуры. Ваша задача выяснить роль Мастеров Постройки, Изображения и Украшения в каждом памятнике архитектуры.
1. Слайд 8 Покровский собор, или Храм Василия Блаженного – православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Небольшие постройки с куполами как хороводом выстроились вокруг главной, самой большой башни. Храм построен из кирпича. Главы церквей увенчаны куполами-луковицами, которые расписаны травяными орнаментами, и все они не похоже один на другой.
2. Слайд 9Дом Пашкова – одно из самых знаменитых зданий Москвы классической постройки. Дом выстроен рядом с Кремлём, на Ваганьковском холме. Архитектором дома считается П. Баженов. У Дома Пашкова интересный силуэт: в середине - центральный корпус, а по его краям – боковые флигели, поэтому он имеет вид городской усадьбы. Корпуса дома украшены колоннами, а центральный корпус ещё и вазами по периметру крыши и верхней постройки на крыше в виде цилиндра.
3. Слайд 10 Новое здание МГУ – высотное здание, которое было возведено группой архитекторов (Л. Руднев, С. Чернышов и др) Его высота вместе со шпилем, составляет 240 м, в нём 32 этажа. Это здание стало центром огромного комплекса Московского государственного университета, который находится на самой высокой точке Москвы – на Воробьёвых горах.
-Итак ребята вы выявили роль роль Мастеров Постройки, Изображения и Украшения в каждом памятнике архитектуры, из какого материала построены здания и как украшены?
-Каждый памятник архитектуры отличается своей неповторимостью, уникальностью, является единственным в мире, поэтому к нему следует относиться с величайшей бережностью. - Размером, цветом, формой, украшен по разному.
-Архитекторы, строители
-Фасад
- Дом имеет большое число этажей, преобладают прямые линии, нет украшений, много стеклянных окон
- Храм Василия Блаженного-построен из кирпича, украшены купола расписаны тровяными орнаментами.
-Дом Пашкова построен из бетона, Корпуса дома украшены колоннами, а центральный корпус ещё и вазами по периметру крыши и верхней постройки на крыше в виде цилиндра.
-Мгу- облицован натуральным камнем,основной материал облицовки- кирамические плиты. Украшения выполнены из литого камня.
IV.Физминутка -Ребята, я смотрю, вы немного устали давайте отдохнём.
Видео-физ. минутка. -Выполняют
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
-Сейчас вам предстоит испытать свои силы, взяв на себя роль архитекторов, а затем и художников.
Мы начнём рисовать. Это может быть как современный дом, так и средневековый замок.
Пед. рисунок (поэтапно разбор рисунка)
1. Намечаем расположение здания на листе.
2. С помощью квадратов и прямоугольника построим общую форму нарисованной церкви. Слева будет находиться длинный вертикальный прямоугольник-колонна с куполом справа – горизонтальный квадрат-купол, и снизу большой прямоугольник- здание церкви.
3. Прорисуем крыши и внешние стены церкви;
4. Продолжаем рисовать церковь, а именно добавлять детали. Сверху будут располагаться купола, — снизу колонны и двери;
5. Добавляем все элементы церкви: окна и кресты. Удаляем вспомогательные линии ластиком и переходим к цвету
6. Первым применим самый светлый оттенок на данном рисунке церкви – желтый. Наносим его не по всему рисунку. Этот цвет поможет показать блики от солнца;
7. Далее оранжевым закрашиваем крыши, купола и лестницу церкви;
8. Голубым и фиолетовым нарисуем тень на церкви
9. Остальную поверхность нашей нарисованной церкви покроем легким розовым оттенком
10. Окна нарисуем тёмным цветом. Основу проведем горизонтальную линию
11. Для полной картины добавляем по бокам кусты с помощью двух зеленых оттенков.
Подумайте над вопросами.
- Каково предназначение будущего здания?
- Из каких частей оно будет состоять?
- Как его можно украсить?
Материал можете взять любой – карандаши или краска. Сделайте вашу постройку такой нарядной, чтобы про неё можно было сказать, что она со временем станет памятником архитектуры.
-Если вы будете выполнять работу акварельными красками, то сначала выполните для неё хотя бы простой карандашный эскиз, как вы уже делали на предыдущих уроках.
- Каким слоем надо наносить краску на фон здания, если вы делаете рисунок акварелью?
- Какой кисточкой надо пользоваться, раскрашивая фон?
- Как надо набирать краску для рисования деталей?
- Какой кисточкой рисуют детали картины?
-Сделайте вашу постройку такой нарядной, чтобы про неё можно было сказать, что она со временем станет памятником архитектуры.
- Тонким, чтобы краска быстрее высохла.
-Широкой
-На самый кончик кисточки
-Тонкой
VI. Итог урока.
Выставка работ учащихся и их обсуждение.
-Ребята, кто сделал свою работу выставляем рисунки к доске.
-Давайте теперь посмотрим ваши красивые работы.
Критерии:
• Композиция
• Передача формы
• Конструкция
• Присутствие всех элементов
• Выразительность
• Можно ли определить к какому зданию относится.
• Цветовое решение
• Аккуратность
• Оригинальность
• Присутствие всех элементов дома
- Какие здания называют памятниками архитектуры?
- Приведите примеры памятников архитектуры?
- Есть ли памятники архитектуры в том месте, где мы с вами живём?
- Какой памятник архитектуры вам понравился больше остальных?
- Чем он вам понравился?
- Что такое фасад?
- памятники архитектуры – это не просто здания, а хранители наследия предков. Они составляют часть культурного достояния страны, народа, человечества.
- фасад – это передняя часть здания.
VII.Рефлексия -А сейчас ребята давайте оценим свою работу.
-Поднимите большой палец вверх, если всё удалось и всё получалось на уроке.
-Опустите большой палец вниз, если что-то не получалось были затруднения.
-Молодцы, мне было приятно с вами работать. Урок окончен. До свидания. -Выполняют