Любовь Рыженко
«Пальчиковые» сказки.
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальчиковые» сказки.
О том, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на развитие речи ребёнка, известно не только специалистам, но и родителям. Развивать тонкие движения кистей и пальцев можно и нужно с раннего возраста.
Существует множество разнообразных классификаций и систем упражнений для пальчиков.
В своей работе с детьми с ОВЗ, я часто использую «пальчиковые» сказки.
Публикация «„Пальчиковые“ сказки,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Упражнения для кистей рук, которые достаточно просты, но учат правильно воспроизводить позу, переключаться с одной позы на другую, совершать ритмичными движения кистями, согласуя их со стихотворным ритмом (все упражнения сопровождаются короткими стихотворными строчками, что очень полезно для стимуляции речевого развития. На первом этапе мы используем упражнения, развивающие неречевое подражание, необходимое для развития речи, имитируя знакомые детям предметы и действия.
Упражнения объединены общим сюжетом, что повышает интерес детей к выполнению упражнений и способствует развитию связной речи. По мере запоминания дети могут вместе с педагогом посильно участвовать в изложении сюжета, добавляя слова и словосочетания. Сказки могут быть не обязательно в стихах.
Сказка «Мы дома»
«Домик»
Это наш красивый дом. Пальцы рук сложить «домиком»,
В этом доме мы живём. Плотно прижать, чтобы не было дырок.
На крыше дома стоит труба. Руки сжать в кулачок.
Для выхода дыма она нужна. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук.
«Солнышко»
Гуляло по небу солнышко. Ладошки перед собой, пальцы выпрямить.
Согревало ребят и зверят. Сжать и разжать одновременно кулачки.
Набежала тучка, закрыла солнышко. Пальцы правой руки выпрямить, левой сжать.
Подул ветерок, прогнал тучку. Поменять положение рук.
Солнышко то светит, то прячется. Повторить несколько раз.
«Пирожки»
Решила бабушка пирожков напечь,
Стала тесто месить. Энергично сжимать и разжимать руки
А потом пирожки лепить. Прижать ладошки друг к другу,
Испекли мы пирожок. Имитация лепки пирожков.
Ну-ка, съешь его дружок! Протянуть раскрытые ладошки вперёд.
«Блинчики»
По очереди ритмично касаться стола то ладошками, то тыльной стороной кистей.
Мы печем с тобой блины
Очень вкусные они.
Доставай варенье, мёд,
Открывай пошире рот.
«Стол и стул»
Теперь блины и пироги есть будем. Сядем на красивый стул, а блины поставим на стол.
Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это спинка. К ней приставить сжатый кулачок – сиденье. Менять положение рук под стихотворение.
Вот красивый новый стул,
Мама нам купила.
Мы на стуле посидим
И в окошко поглядим.
Левую руку сжать в кулак и поставить вертикально, сверху накрыть выпрямленной правой ладошкой – это крышка стола. Ритмично менять положение рук.
На столе стоят блины
Очень вкусные они.
Кулачок – это ножка,
Сверху крышка – ладошка.
Сказка «Мы идем гулять»
«Деревья»
Мы поели, теперь идем на прогулку. Покажите какие красивые деревья растут у нас.
Кисти рук перед собой, пальцы выпрямить, развести в стороны.
Затем ладони опустить вниз и прижать тыльной стороной друг к другу, пошевелить пальцами.
Высокие, красивые
Деревья здесь растут,
А корни под землёю
Для них водичку пьют.
«Птички»
Руки расположить перед собой ладонями к себе. Большие пальцы переплести – это голова. Остальные пальцы – крылышки. Изобразить, как птицы летят.
Птички весело летели,
Отдохнули, посидели.
Снова крыльями взмахнули,
С ветки быстро упорхнули.
«Птички пьют водичку»
Поставить локоть на стол, пальцы сложить в щепоть, опустить руку, коснуться стола. Затем выполнять действия по тексту: открыть клюв, поднять, проглотить «пощелкать клювом».
Птичка лужицу нашла,
Пить водичку начала.
Наклонилась, захватила,
Подняла и проглотила.
Истории, «рассказанные» руками. Создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать речь, повышают речевую активность детей. Упражнения для кистей и пальцев развивают у детей внимание (устойчивость, переключаемость, распределение, зрительную, слуховую и кинестетическую память, зрительно-пространственное восприятие, воображение и фантазию.