Жаркова Светлана
План работы по самообразованию «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42»
План работы
по самообразованию
на период 2023 – 2025 учебного года
по теме:
«Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Жаркова Светлана Андреевна
Стаж работы : 4 года
Квалификационная категория:
Саранск
2023
Публикация «План работы по самообразованию „Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Тема: Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у дошкольников посредством пальчиковых игр.
Задачи:
-Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;
-Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
-Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
-Работать с родителями по данной теме (родительские собрания, консультации, памятки).
- Обобщить опыт работы по данной теме.
Литература:
1. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками». ООО «ЭКСМО», 2006.
2. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения». ТЦ «Сфера», 2006.
3. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
4. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики». – СПб: Корона-Век, 2007.
6. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры». – М. : «Карапуз», 2007.
7. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
8. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками». – М. : Эксмо, 2006.
9. Кольцова М. М «Развитие моторики»
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
Предполагаемый результат: развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.
Форма самообразования : индивидуальная.
Актуальность и перспективность опыта, его значение для воспитательно-образовательного процесса.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
2. Цель и задачи опыта работы, его этапы.
Этапы:
1 этап. Подготовительный (выявление)
№ Содержание работы Сроки реализации
1 Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения 1 год работы
2 Постановка целей, задач работы
3 Изучение научной и учебно-методической литературы
2 этап. Аналитический (изучение)
№ Содержание работы Сроки реализации
1 Составление плана работы по самообразованию 1 год работы
2 Определение значимости роли взрослых в развитии речи и мелкой моторики у детей
3 Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика)
4 Публикация статьи «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
5 Дидактическая игра «Пальчиковые игры»
6 Лепка «Орешек для белочки»
7 Подготовить картотеку пальчиковых игр
3 этап. Организационный (обобщение)
№ Содержание работы Сроки реализации
1 Теоретическая часть:
· Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т. п. ;
· Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы. 1 год работы
2 Практическая часть:
- Диагностика уровня развития мелкой моторики;
-Создание картотеки пальчиковых игр;
-Заучивание пальчиковых игр. 2 год работы
3 · Консультации для родителей;
· Выступление на педагогическом совете. 2 год работы
4 этап. Завершающий (внедрение)
№ Содержание работы Сроки реализации
1 Оформление результатов обследования детей. 2 год работы
2 Оформление опыта работы :
· Систематизация теоретической части;
· Систематизация практического материала;
· Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.).
5 этап. Презентационный (распространение)
№ Содержание работы Сроки реализации
1 Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы» :
· Рассказ;
· Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей. В ходе дальнейшей педагогической деятельности
2 Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт».
3 Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.
4 Участие в педагогических конкурсах.
3. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми рисования, лепки и аппликации.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Исходя из этого, я определила тему своей работы : «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста». Противоречие существует между недостаточно развитой мелкой моторикой у детей дошкольного возраста и необходимостью повышения уровня ее развития для полноценного нервно-психического функционирования ребенка в повседневной жизнедеятельности.