Ирина Гриценко
Методы эйдетического запоминания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Название «эйдетика» (или эйдетизм) произошло от греческого слова «эйдос» - образ. Первые подробные описания этой методики принадлежат сербскому ученому Виктору Урбанчичу. Считается, что это он открыл феномен особой памяти через зрительные образы, что позволяет спустя время воссоздавать увиденное до мельчайших нюансов. Но говорить о том, что это новая методика, не совсем корректно, потому что еще в Древней Греции задумывались о том, как можно развить свою память. Простейшие упражнения были описаны даже в античных манускриптах, поэтому можно считать, что именно с этого периода пошло развитие эйдетики.
После работ Виктора Урбанчича, этим направлением занялся Эрик Йенш и его марбурская школа психологии. В нашей стране теорией и практикой занимались А. Р. Лурия, Л. С. Выготский и другие умы того времени.
Сегодня это направление тесно связано с деятельностью И. Ю. Матюгина, который в своих трудах обосновал основные принципы этой методики, описал используемые инструменты и используемые техники.
Эйдетизм среди обывателей известен как фотографическая память. Большинство ученых сходятся во мнении, что она заложена природой в каждом ребенке и развита сама по себе. К сожалению, если не развивать эти навыки, то со временем они утрачиваются, поэтому крайне важно использовать инструменты эйдетики для дошкольников.
Запоминание через эйдетику в дошкольных образовательных учреждениях — это методика, направленная на развитие образной памяти у детей. Она основана на использовании ярких, живых образов, которые помогают детям лучше усваивать информацию. Вот несколько принципов и методов, которые могут использоваться в рамках этой методики.
Принципы эйдетической памяти в ДОУ
1. Использование наглядных пособий: Дети легче запоминают информацию, когда она представлена визуально. Поэтому важно использовать яркие иллюстрации, игрушки, макеты и другие наглядные материалы.
2. Активизация всех органов чувств: Чем больше органов чувств задействовано в процессе восприятия информации, тем лучше она запоминается. Например, можно сочетать зрительные образы с тактильными ощущениями или звуковыми эффектами.
3. Игра как основной метод обучения: Игры помогают детям расслабиться и легче воспринимать новую информацию. Эйдетическая память особенно хорошо развивается в игровых ситуациях, когда дети могут свободно экспериментировать и исследовать окружающий мир.
4. Повторение и закрепление материала: Повторение помогает закрепить полученные знания и улучшить качество запоминания. Однако повторение должно быть разнообразным и интересным, чтобы избежать скуки и потери интереса со стороны детей.
Методы эйдетического запоминания в ДОУ
1.
Метод ассоциаций:
Связывание новой информации с уже известными образами или понятиями. Например, можно связать буквы алфавита с картинками животных, начинающихся на эти буквы.
Зрительная прорисовка
Эта методика используется для запоминания буквенных и цифровых обозначений. Детям раздаются листы с объемными контурами изучаемой цифры. Их задача заключается в том, чтобы увидеть в ней изображение какой-то вещи, животного и т. д. К примеру, ноль похож на зеркало, а двойка – на лебедя. Таких примеров очень много, поэтому дети достаточно быстро втягиваются в такую игру. В дальнейшем они будут мысленно вспоминать этот образ и называть то, что требует преподаватель.
2.
Метод историй:
Создание интересных и увлекательных историй, в которых новая информация будет представлена в виде персонажей или событий. Это поможет детям лучше запомнить материал.
3.
Метод визуальных карт
(мнемотаблиц): Использование специальных картинок или схем, которые помогут детям запомнить последовательность действий или событий. Например, карты с изображениями этапов приготовления пищи.
4.
Метод ролевых игр:
Ролевые игры позволяют детям "погрузиться" в ситуацию и пережить ее на собственном опыте. Это помогает лучше запомнить информацию и развить социальные навыки.
5.
Метод музыкальных рифм и песен:
Запоминание информации через музыку и ритмы. Песни и стишки помогают детям легче усвоить сложные правила и последовательности.
Мысленная прорисовка
Данная методика используется для запоминания объемных стихотворений. Ее суть заключается в том, чтобы максимально погрузить ребенка в атмосферу того, что происходит в стихе. Для такого погружения используются различные способы: включение каких-то характерных шумов (шелест травы, шум прибоя, показ слайдов с соответствующими картинками и т. д.
6.
Цепная реакция
Суть его заключается в том, что можно связать между собой логическими цепочками даже самые отдаленные друг от друга предметы.
К примеру, подбирается 10-15 совершенно разных слов (пуговица, автомобиль, рис и т. д.). Задание заключается в том, чтобы создать из них рассказ или просто логическую цепочку. При этом чем нелогичнее будет эта цепочка, тем ярче будут образы, поэтому ребенок лучше запомнит их и, как следствие этого, в его памяти отложатся несколько новых слов.
7.
Аквовербальная техника
Учебный материал зашифровывается в стихотворения, песни, различные аббревиатуры и т. д. Плюс этого метода в его наглядности, при этом упражнение интересно и познавательно.
Вот несколько примеров:
«Чтоб запомнить дни недели,
Дятел лбом стучал по ели
И бубнил себе под нос:
Пон-втор-сред-чет-пят-суб-вос!»
«В океаньем полном списке:
Атлантический, Индийский,
Тихий и нам вверенный
Ледовитый Северный».
Эйдетическое запоминание
— это эффективный метод обучения, который помогает детям лучше усваивать и запоминать информацию. Использование ярких образов, игр и ассоциаций делает процесс обучения интересным и увлекательным, что положительно сказывается на результатах.