Дарья Байдакова
Пальчиковая гимнастика и ее значение в развитии речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи – одна из главных задач, которая стоит перед ребенком в дошкольном возрасте. Речь играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Развитие речи – это сложный процесс, протекающий у каждого ребенка поразному. Развитие речи во многом зависит от среды, окружающей ребенка, от тех игр и игрушек, которые Вы ему предлагаете, от правильности Вашей собственной речи. Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развита его речь. Особое значение в развитии речи отводится мелкой моторики рук. Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Поскольку здесь находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными. Существует большое количество способов развития мелкой моторики ребенка. Одной из самых доступных и эффективных является пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика – это уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие всех психических процессов. Ребенок хорошо запоминает стихотворные тексты, сопровождающиеся движением рук и пальцев. Пальчиковые игры стимулируют внимание и воображение ребенка, учат сопоставлять речь и движения рук. Использование пальчиковой гимнастики делает речь ребенка более точной и выразительной.
Публикация «Пальчиковая гимнастика и ее значение в развитии речи ребенка» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Советы по проведению пальчиковой гимнастики : - Пальчиковые игры необходимо проводить регулярно,
- Движения рук обязательно должны сопровождаться соответствующим стихотворным текстом, - Не стоит слишком перегружать ребенка (2-3 пальчиковых игр за раз достаточно,
- Не торопитесь обновлять репертуар, позвольте ребенку запомнить текст и движения гимнастики. Постепенно вводите новые игры, иногда возвращаясь к уже заученным.
Примеры пальчиковых игр с детьми :
Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сжаты в кулак, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальцу)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка … кожура! (ладонь вверх, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Капуста
Мы капусту рубим-рубим, (стучим указательными пальцами друг о друга)
Мы морковку трем-трем, (трем сжатыми кулаками друг о друга)
Мы капусту солим-солим, (перебираем пальцами, будто "солим"
Мы капусту жмем-жмем. (сгибаем-разгибаем пальцы рук)
Сцепим пальчики в замок
Сцепим пальчики в замок, (руки сжаты в замок)
Чтоб войти чужой не смог
Пустим только белочку, (постепенно раскрывать по одной паре пальцев) Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика. (расцепить замок)
Дом
Я хочу построить дом, (руки над головой «домиком»)
Чтоб окошко было в нём, (руки перед глазами, концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»)
Чтоб у дома дверь была, (ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями)
Рядом чтоб сосна росла (пальцы растопырены, руки тянем вверх)
Чтоб вокруг забор стоял, (руки перед собой кольцом, пальцы соединены)
Пёс ворота охранял. (одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев)
Солнце было, (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)
Дождик шёл, («стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл (предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх)