Рубель Лариса
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Коллекционер бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Коллекционер бумаги.
Цель: создать условия для расширения представлений детей о свойствах разных видов бумаги.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Расширять знания детей о бумаге, ее качествах и свойствах посредством опытно-экспериментальной деятельности.
2. Обогащать речь детей глаголами и прилагательными, характеризующими свойства и качества картонной и газетной бумаги (мнется, намокает, тонет, сгорает, тонкая, толстая).
Темочки:
- Виды бумаги. Такая разная бумага
- Коллекционирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Социализация. Конспекты занятий
- Темочки
3. Формировать умения с помощью взрослого составлять алгоритм описания свойств картонной и газетной бумаги.
4. Формировать умения рассказывать по составленному алгоритму о свойствах газетной и картонной бумаги.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим опытам с бумагой.
2. Продолжать развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение выдвигать предположения.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
2. Продолжать воспитывать умения выслушивать собеседника.
Интеграция образовательных областей:
«Физическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Методы и приё мы:
1. Сюрпризный момент (профессор Почемушкин с письмом, посылка).
2. Игровой (дидактическая игра «Расскажи по алгоритму»).
3. Наглядный (демонстрация правил в уголке экспериментирования, свойств газетной и картонной бумаги).
4. Словесный (рассказ воспитателя, ответы детей, вопросы, рассказ по алгоритму).
5. Практический (проведение опытов).
Предварительная работа : беседа о коллекционировании предметов, просмотр видео «Как изготавливают бумагу?», «Что было раньше вместо бумаги?».
Материалы и оборудование: макет профессора Почемушкина с письмом, коробка «Почта», два вида бумаги формата А4 (картонная и газетная, картинки с правилами в лаборатории, мольберт, образцы двух видов бумаги для опытов на каждого ребенка (газетная и картонная, шапочки исследователей, тарелки на каждого ребенка, емкость с водой, емкость пустая для складывания материала после проведенных опытов 3 шт., платочки для вытирания рук на каждого ребенка, клей, салфетки на каждого ребенка, карточки с изображением свойств бумаги для детей и воспитателя, лист для обозначения результатов проведенных опытов, медальки для детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(дети вмести с воспитателем становятся в круг)
Воспитатель: Встанем рядышком по кругу,
Скажем «здравствуйте» друг другу
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Воспитатель: У вас сегодня хорошее настроение? Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом.
(Профессор Почемушкин с письмом)
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел? Это профессор Почемушкин он принес нам письмо.
Воспитатель:«Добрый день, ребята! Я рад вас видеть. Сегодня ко мне приходил мой друг-коллекционер бумаги. Он принес мне бумагу разных видов и попросил выяснить ее свойства. Вот только сейчас я занят другим исследованием. Помогите мне, пожалуйста!Для исследования, я отправлю посылку с бумагой»
Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь Почемушкину?
Воспитатель: А кто такой коллекционер? Давайте повторим слово коллекционер. Какие вы знаете виды бумаг? (показ альбома)
Основная часть
(Стук в дверь, почтальон с посылкой)
Воспитатель: Ой, ребята, слышите, кажется, кто-то стучится (обращаю внимание на шум за дверью, привлекая внимание детей)
Почтальон: Здравствуйте ребята, это группа «Ландыш», мне профессор Почемушки попросил вам передать посылку.
(Открываю коробку и достаю из нее 2 вида бумаги-газетную и картонную).
Воспитатель: Ой, посмотрите, Почемучкин послал нам два вида бумаги из коллекции. Как называются эти виды бумаг? Возьмите в руки бумагу, скажите какая она по толщине?
Дети: отвечают.
Воспитатель: а какие свойства имеет бумага? Как узнать их свойства?
Дети: отвечают (возможные варианты ответов – исследовать ее, провести опыты, спросить у родителей, спросить у воспитателей).
Воспитатель: Где проводят опыты, исследования?
Воспитатель: Предлагаю пройти в лабораторию, присесть на стульчики и надеть шапочки. (Слежу за осанкой детей)
Воспитатель:Вспомним правила в лаборатории (показываю картинки на мольберте).
ОПЫТ 1 «Сминание бумаги»
Воспитатель:Перед вами лежат образцы картонной и газетной бумаги, лист для обозначения результата опытов.
Воспитатель:Как вы думаете, что произойдет, если смять бумагу? Проверим? Возьмите газетную бумагу и попробуйте смять ее (то же самое проделываем с картонной бумагой).
( Дети: выдвигают предположение, выполняют действие)
Воспитатель: Что вы увидели? Каждая бумага легко мнется, а какая тяжелее? Почему? (Бумага мнётся вся, но тонкая бумага мнётся легче и пальцы не устают.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (оба вида мнутся). Итак, мы узнали первое свойство – картонная и газетная бумаги мнутся.
Воспитатель: (хвалю детей за ответы)Предлагаю занести результат опыта на листок.
( Дети: находят картинку с первым свойством и приклеивают на свой листок)
ОПЫТ 2 «Рвется бумага»
Воспитатель: Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Какую бумагу легче порвать газетную бумагу или картон? Почему?
( Дети: выдвигают предположения, выполняют действия (газетная бумага рвется легче, значит она непрочная, чем картон)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Мы узнали второе свойство-газетную и картонную бумагу можно порвать. Газетная бумага рвется легче, потому что она тонкая, а картон рвется тяжелее, потому, что он прочнее.
Воспитатель: Предлагаю занести результат опыта на листок.
Воспитатель: Ребята, а из чего делают бумагу? Я предлагаю вам превратиться в деревья.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, а с чего делают бумагу? (Из дерева)
Я предлагаю вам превратиться в деревья и сделать физминутку.
Физминутка: «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок, все тиши, тиши
Деревцо все выше, выше.
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю вернуться в лабораторию.
ОПЫТ 3 «Бумага намокает»
Воспитатель: Если бумагу намочить, что произойдет? Проверим? Опустим в воду сразу и газетную, и картонную бумагу.
Дети: выдвигают предположение, выполняют действие.
Воспитатель:Что увидели? Какая бумага быстрее намокла? Почему? Что еще с бумагой произошло? Почему? (газетная бумага промокает быстро, разваливается в воде, а картон намокает медленно)
Дети: отвечают (вытирают руки платочками).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Итак, мы узнали еще 1 свойство — картонная и газетная бумага намокают.
Воспитатель: Предлагаю вернуться за первый стол и наклеить 3 свойство на листочки, что бумага намокает в воде и теряет форму.
Воспитатель: А что произойдет, если бумагу поджечь? Бумага очень хорошо горит и от нее остается пепел. По пожарной безопасности мы не можем этот эксперимент провести в детском саду. Ребята и дома вам самим этот эксперимент делать нельзя, помните, что спички детям брать нельзя. Давайте мы наклеим еще одно свойство.
Воспитатель: Итак, у нас получился алгоритм описания свойств бумаги. Вспомним, какие свойства газетной и картонной бумаги мы узнали?
( Дети: называют свойства газетной и картонной бумаги (смотрят на свои листочки).
Д/и «Расскажи по алгоритму» (я увидел (а), я провел (а), я узнал (а)).
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, я обязательно передам коллекционеру бумаг наши результаты.
Воспитатель: Ребята, какой опыт вам больше всего понравился?
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощание
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
Воспитатель:А я хочу вас поблагодарить за отзывчивость и за отлично выполненное исследование и вручить вам медальки (достаю из коробки).