Ярыгина Ирина Игоревна
Ознакомление с фольклором родного края детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФАОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с фольклором родного края детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФАОП ДО
Ярыгина Ирина Игоревна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька»
г. Тамбов
Основной ориентир федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее ФАОП ДО) направлен на обучение и воспитания дошкольника с ограниченными возможностями здоровья как гражданина Российской Федерации. Также в ФАОП ДО указаны базовые требования к объему, содержанию и результатам работы в дошкольных образовательных учреждениях: какие методики использовать в процессе обучения и воспитания, сколько времени отводить на те или иные мероприятия, какие навыки должны сформироваться у ребенка к определенному возрасту [3].
Публикация «Ознакомление с фольклором родного края детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФАОП ДО» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Полноценное развитие детей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности. Одной из важнейших образовательных областей является речевое развитие дошкольников.
Инновационные технологии стремительно ворвались в нашу жизнь и стали неотъемлемой частью обучения детей в ДОУ, являясь необходимой помощью при подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учителем-логопедом.
Внедрение инновационной технологии «Мнемотехника» в логопедическую работу позволило реализовать принципиально новые формы и методы обучения, которые не только повышают эффективность обучения, но и доставляют детям позитивные эмоции.
Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций на основе визуального, аудиального, а так же чувственного представления [1]. Мнемотехника включает в себя: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка-изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например, ребенок ходит в детский сад. У него есть шкаф и кроватка. Для того, чтобы запомнить, где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Мячик». Теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Мячик» – его вещи.
Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты. В каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание. На основе этих изображений составляется рассказ или учится стихотворение, чистоговорка, скороговорка, считалочка [1].
Инновационная технология «Мнемотехника», автором которой является Симонид Кеосский (556-468 гг. до н. э., даёт возможность детям не только закреплять произношение новых звуков, но и видеть использование данного звука в практической деятельности. Мнемотехника — эффективное средство, помогающее активизировать речевой потенциал детей.
В настоящее время ФАОП ДО и ФГОС ДО дают возможность на 40% внедрить региональный компонент в образовательную программу дошкольного образовательного учреждения.
На основании технологии «Мнемотехника» мною разработано практическое пособие «Волшебные картинки», в котором представлены мнемотаблицы, составленные на основе считалочек тамбовского писателя Попова Геннадия Александровича.
Целью создания практического пособия является коррекция речи у дошкольников с речевыми нарушениями, повышение уровня их речевого развития, способствующего успешной социализации выпускников через применение инновационной технологии «Мнемотехника» [1].
Задачи, решаемые в процессе использования практического пособия:
1. Изучить и проанализировать существующие методики, технологии, научную литературу и имеющиеся ресурсы по данной теме.
2. Выявить актуальный уровень состояния интересующих показателей речевого развития у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
3. Адаптировать инновационную технологию «Мнемотехника» под контингент детей с ТНР.
4. Разработать, систематизировать и внедрить практическое пособие «Волшебные картинки» по коррекции речевого развития детей с ТНР с использованием инновационной технологии «Мнемотехника».
5. Определить и оценить характер изменения показателей развития речи детей с ТНР после внедрения инновационных технологий.
Целевая аудитория: дошкольники с общим недоразвитием речи (III уровень) в возрасте 5-7 лет.
Практическое наполнение пособия: коррекционно-развивающее пособие может осуществляться на материале как лексических тем, так и в рамках тем по формированию правильного звукопроизношения.
Логопедическое пособие «Волшебные картинки» включает комплекс разработанных мнемотаблиц, составленных на основе считалочек тамбовского писателя Попова Геннадия Александровича:
Автоматизация звука [ш]
Кошка и мошка
Сидит кошка
У окошка,
Перед кошкой
Вьётся мошка.
Хочет кошка
Сцапать мошку,
Да ведь мошка –
За окошком…
Брось ты, кошка,
Эту мошку,
Спи ты, кошка,
У окошка!
Автоматизация звука [р]
Норка и корка
Мышь тащила в норку корку,
Не пролезла корка в норку:
То ли норка меньше корки,
То ли корка больше норки?.
Может, взять другую корку?
Может быть, расширить норку?
Автоматизация звука [с]
К чему такой гость?
У пса был пёс – гость.
Унёс у пса кость.
У пса на пса злость –
К чему такой гость?
Благодаря инновационной технологии «Мнемотехника» появляется возможность:
- мотивировать учебную деятельность ребёнка с ТНР;
- создавать новые «обходные пути» обучения;
- находить более эффективные способы решения коррекционных задач;
- использовать разработки новых способов качественной индивидуализации обучения и интеграции образовательной деятельности в едином поле знаний [2].
Перечень используемых методик. Обследование уровня речевого развития дошкольников с ТНР проводилось с использованием следующих методик: методика обследования звукопроизношения Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичевой; методика обследования фонематических процессов О. Б. Иншаковой; методика обследования слоговой структуры слова А. К. Марковой; методика обследования словаря С. Г. Шевченко; методика грамматического строя речи О. Б. Иншаковой; методика обследования самостоятельной речи О. Б. Иншаковой.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате внедрения комплекса мнемотаблиц, с использованием инновационной технологии «Мнемотехника» в коррекционно-развивающую работу с детьми с ТНР и оптимизации коррекционно-образовательного процесса удаётся достигнуть более высокого уровня речевого развития дошкольников [3].
Рекомендации по использованию практического пособия: представленное практическое пособие может быть использовано учителями-логопедами дошкольных учреждений, а также начальной школы, работающими с детьми с нарушениями речи.
Список использованных источников
1. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство - Пресс, 2001.
2. Подлиняев О. Л. Эффективная память. – Издание второе, исправленное: Учебное пособие. – Иркутск: Иркут. гос. пед. ун-т, 2003.
3. https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1022/federalnaia-adaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo/?ysclid=loyvxizlyj476378315