Папки-передвижки

Ознакомление с фольклором родного края детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФАОП ДО

Ярыгина Ирина Игоревна
Ознакомление с фольклором родного края детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФАОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление с фольклором родного края детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФАОП ДО

Ярыгина Ирина Игоревна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька»

г. Тамбов

Основной ориентир федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее ФАОП ДО) направлен на обучение и воспитания дошкольника с ограниченными возможностями здоровья как гражданина Российской Федерации. Также в ФАОП ДО указаны базовые требования к объему, содержанию и результатам работы в дошкольных образовательных учреждениях: какие методики использовать в процессе обучения и воспитания, сколько времени отводить на те или иные мероприятия, какие навыки должны сформироваться у ребенка к определенному возрасту [3].

Темочки:

Полноценное развитие детей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности. Одной из важнейших образовательных областей является речевое развитие дошкольников.

Инновационные технологии стремительно ворвались в нашу жизнь и стали неотъемлемой частью обучения детей в ДОУ, являясь необходимой помощью при подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учителем-логопедом.

Внедрение инновационной технологии «Мнемотехника» в логопедическую работу позволило реализовать принципиально новые формы и методы обучения, которые не только повышают эффективность обучения, но и доставляют детям позитивные эмоции.

Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций на основе визуального, аудиального, а так же чувственного представления [1]. Мнемотехника включает в себя: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка-изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например, ребенок ходит в детский сад. У него есть шкаф и кроватка. Для того, чтобы запомнить, где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Мячик». Теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Мячик» – его вещи.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты. В каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание. На основе этих изображений составляется рассказ или учится стихотворение, чистоговорка, скороговорка, считалочка [1].

Инновационная технология «Мнемотехника», автором которой является Симонид Кеосский (556-468 гг. до н. э., даёт возможность детям не только закреплять произношение новых звуков, но и видеть использование данного звука в практической деятельности. Мнемотехника — эффективное средство, помогающее активизировать речевой потенциал детей.

В настоящее время ФАОП ДО и ФГОС ДО дают возможность на 40% внедрить региональный компонент в образовательную программу дошкольного образовательного учреждения.

На основании технологии «Мнемотехника» мною разработано практическое пособие «Волшебные картинки», в котором представлены мнемотаблицы, составленные на основе считалочек тамбовского писателя Попова Геннадия Александровича.

Целью создания практического пособия является коррекция речи у дошкольников с речевыми нарушениями, повышение уровня их речевого развития, способствующего успешной социализации выпускников через применение инновационной технологии «Мнемотехника» [1].

Задачи, решаемые в процессе использования практического пособия:

1. Изучить и проанализировать существующие методики, технологии, научную литературу и имеющиеся ресурсы по данной теме.

2. Выявить актуальный уровень состояния интересующих показателей речевого развития у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

3. Адаптировать инновационную технологию «Мнемотехника» под контингент детей с ТНР.

4. Разработать, систематизировать и внедрить практическое пособие «Волшебные картинки» по коррекции речевого развития детей с ТНР с использованием инновационной технологии «Мнемотехника».

5. Определить и оценить характер изменения показателей развития речи детей с ТНР после внедрения инновационных технологий.

Целевая аудитория: дошкольники с общим недоразвитием речи (III уровень) в возрасте 5-7 лет.

Практическое наполнение пособия: коррекционно-развивающее пособие может осуществляться на материале как лексических тем, так и в рамках тем по формированию правильного звукопроизношения.

Логопедическое пособие «Волшебные картинки» включает комплекс разработанных мнемотаблиц, составленных на основе считалочек тамбовского писателя Попова Геннадия Александровича:

Автоматизация звука [ш]

Кошка и мошка

Сидит кошка

У окошка,

Перед кошкой

Вьётся мошка.

Хочет кошка

Сцапать мошку,

Да ведь мошка –

За окошком…

Брось ты, кошка,

Эту мошку,

Спи ты, кошка,

У окошка!

Автоматизация звука [р]

Норка и корка

Мышь тащила в норку корку,

Не пролезла корка в норку:

То ли норка меньше корки,

То ли корка больше норки?.

Может, взять другую корку?

Может быть, расширить норку?

Автоматизация звука [с]

К чему такой гость?

У пса был пёс – гость.

Унёс у пса кость.

У пса на пса злость –

К чему такой гость?

Благодаря инновационной технологии «Мнемотехника» появляется возможность:

- мотивировать учебную деятельность ребёнка с ТНР;

- создавать новые «обходные пути» обучения;

- находить более эффективные способы решения коррекционных задач;

- использовать разработки новых способов качественной индивидуализации обучения и интеграции образовательной деятельности в едином поле знаний [2].

Перечень используемых методик. Обследование уровня речевого развития дошкольников с ТНР проводилось с использованием следующих методик: методика обследования звукопроизношения Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичевой; методика обследования фонематических процессов О. Б. Иншаковой; методика обследования слоговой структуры слова А. К. Марковой; методика обследования словаря С. Г. Шевченко; методика грамматического строя речи О. Б. Иншаковой; методика обследования самостоятельной речи О. Б. Иншаковой.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате внедрения комплекса мнемотаблиц, с использованием инновационной технологии «Мнемотехника» в коррекционно-развивающую работу с детьми с ТНР и оптимизации коррекционно-образовательного процесса удаётся достигнуть более высокого уровня речевого развития дошкольников [3].

Рекомендации по использованию практического пособия: представленное практическое пособие может быть использовано учителями-логопедами дошкольных учреждений, а также начальной школы, работающими с детьми с нарушениями речи.

Список использованных источников

1. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство - Пресс, 2001.

2. Подлиняев О. Л. Эффективная память. – Издание второе, исправленное: Учебное пособие. – Иркутск: Иркут. гос. пед. ун-т, 2003.

3. https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1022/federalnaia-adaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo/?ysclid=loyvxizlyj476378315

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Конспект совместной образовательной деятельности в младшей группе «Чьи бусы. Ознакомление с птицами родного края»Конспект совместной образовательной деятельности в младшей группе «Чьи бусы. Ознакомление с птицами родного края» Конспект СОД в младшей группе «Чьи бусы» Разработали:Ирина Николаевна Ардашева, музыкальный руководитель I категории, Елена Александровна.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна»Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много дружба одна» Возраст детей - 6-7 лет Цель: Познакомить.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Ознакомление детей раннего возраста с природой родного края посредством проекта «Эколята-дошколята»Ознакомление детей раннего возраста с природой родного края посредством проекта «Эколята-дошколята» Я хочу поделиться опытом реализации проекта Эколята-дошколята в группе раннего возраста. Это всероссийский проект, направленный на воспитание.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края»Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как у художника, педагога и народного мастера у меня возникла мысль создать серию занятий, посвящённых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с фольклором родного края детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФАОП ДО
Опубликовано: 14 марта 2024 в 14:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление с фольклором родного края детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФАОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Ярыгина Ирина Игоревна (УИ 3040168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД