Юлия Каленик
Ознакомление детей младшей группы с весенними явлениями в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы.
Накапливать у детей представления о весенних явлениях в природе (солнце ярко светит, тепло, снег тает,текут ручьи, на земле появилась трава, одуванчики, на деревьях - зеленые листья, летают бабочки, ползают и летают жуки)
Дети второй младшей группы должны с помощью воспитателя сажать лук, сеять крупные семена. поливать грядки, приучатся бережно относится к растениям.
Наблюдения за явлениями в неживой природе
Публикация «Ознакомление детей младшей группы с весенними явлениями в природе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Весной во время прогулки на участке воспитатель обращает внимание на первые признаки весны: "Солнышко ярко светит и греет. Протяните руки к солнышку и погрейте их,- а затем спрашивает:-что так ярко светит и греет?"
На следующей прогулке воспитатель предлагает детям посмотреть, как тает снег и исчезают снежные постройки, и спрашивает: "Что греет землю? Куда девался снег?"
Затем привлекает внимание детей к появившимся ручейкам. Дети пускают лодочки и щепки. наблюдают, как они движутся по воде.
Позже большое место во время прогулок отводятся играм с песком. Детям показывают, как насыпать песок совком из ведра, как делать из него горку. В этих играх они практически знакомятся со свойствами песка: сухой песок сыплется, из сырого можно лепить.
Наблюдение за растениями
На прогулке детям на участке воспитатель показывает появившеюся зеленую траву, предлагает найти места, на которых она уже выросла.
У многих детей младшей группы еще не закрепилось представление о том. где растут цветы. Поэтому их нужно подвести к клумбе на которых показались всходы многолетних растений, и сказать: " Посмотрите вот зеленые листочки вышли из земли. Тут у нас вырастут цветы. Мы будем ходить только по дорожкам. что бы не поломать и не помять зеленые листочки"
Внимание детей второй младшей группы воспитатель привлекает к появлению на деревьев листьев, осторожно наклоняя ветку, что бы они могли рассмотреть ее, потрогать листья. " Что выросло на ветках деревьев? Какого цвета листья?Сколько их?
Приведя детей на луг или другое место, где уже цветут одуванчики, воспитатель говорит: "Посмотрите на землю : что на ней выросло? Этот красивый цветок называется одуванчиком и т. д.
На экскурсии в парк воспитатель знакомит детей с несколькими видами деревьев. Подойдя, например, к березе, он называет ее, предлагая прикоснутся к коре, отмечает, что она гладкая, спрашивает много ли на ветках листьев, какой они величины, после этого проводит игру "встань к березке" Дети по сигналу воспитателя должны найти и встать к нему. Так же проводит ознакомление с другими деревьями.
Наблюдение за жуком
Для ознакомления маленьких детей с жуком наиболее удобным объектом служат жуки-солдатики или божьи коровки, которые привлекают детей яркостью своих надкрыльем. Божья коровка - очень спокойный жучок и дети могут понаблюдать сначала, как она ползает (на руке воспитателя, на своей руке, а затем как подняв крылья улетает. Надо показать им, как брать жука, не причиняя ему вреда.
Наблюдения за птицами
На прогулках надо приучать детей слушать голоса птиц. Лучше всего начинать с видов чаще встречающихся и знакомым детям, например с воробьем. Весной когда воробьи начинают оживленно летать и чирикать, предлагается тихо постоять и послушать их. Сначала воспитатель сам подражает голосу птиц: " чик-чирик, чирик-чик-чик", а потом предлагает сделать это детям. Если такую работу время от времени повторять, дети научатся слушать и тех птиц, которых не видят. Во время одного из наблюдений за воробьями предлагается понаблюдать, как они передвигаются по земле.
Воспитание трудовых навыков
У детей второй младшей группы продолжают формировать навыки ухода за растениями
и животными: под присмотром взрослого они поливают комнатные растения и кормят рыб. Воспитатель постоянно следит за тем, что бы ребенок бережно относились ко всем живым объектам. На земельном участке дети второй младшей группы с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена (гороха) и поливают грядки. Посев производят с небольшими группами детей. Воспитатель дает им луковицы или крупные семена (гороха, бобов, редиса, называет их и показывает, как положить луковицу или семя в приготовленные им борозде ямки. Семена нужно давать без ростков, так как дети этой группы могут их нечаянно сломать.
Конспект занятий
1.Посадка душистого горошка
Цель. Учить детей различать семена душистого горошка по цвету, размеру, форме (круглые, жёлтоваго цвета); познакомить с приемами посадки (сажать в бороздки, присыпать землёй, поливать); упражнять в использовании обследовательских действий; ввести в активный словарь, обозначающие признаки семян и действий детей, связанные с посадкой; вызвать интерес к посадке семян.
(можно использовать другие крупные семена)
В первой младшей группе занятие организуют с подгруппами детей (3-4 ребенка)
2. Наблюдение за котёнком
3. Наблюдение за цыплятами
4. Рассматривание жуков и бабочек
5. Рассматривание дерева.
Цель. Закрепить представление о дереве (у дерева есть ствол, ветви, листья; весной на дереве появляются зелёные листья, цветы); активизировать словарь детей; вызвать радость от красоты весеннего дерева; воспитывать бережное отношение к природе.
6. Рассматривание цветущего дерева (яблони, вишни)
(Цель занятия аналогично предыдущему)
7. Целевая прогулка на огород.
Наблюдение посадки семян.
Цель. Дать знания о том, что весной землю сажают семена;
8. Посадка гороха на огороде.
Стихи о весне
Еще дуют холодные ветра.
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях - грачей цепочки,
Над ожившею листвой
-Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада
-Куст сирени у ограды.
Виктор Лунин
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, шум нагорный-
Все вторит весело громам.
Фёдор Иванович Тютчев
Цвет весны
На дворе стоит весна!
После зимней лютой стужи
Просыпается от сна
Вся природа. Даже лужи
Не покроет лёд за ночь,
Гонит солнце зиму прочь!
Набухают соком почки,
И зелёные листочки
Скоро в струях ветерка
Заиграют! А пока
Цвета солнца у реки
Появились огоньки!
Все!Закончились морозы!
Распускаются мимозы!
Вадим Косовицкий
Масленица
Прощеного воскресенья - является сожжение чучела, сделанного из соломы и одетого в женскую одежду, которое символизирует Зиму, а само сожжение обозначает проводы холодных зимних дней, ночей и встречи Весны.
На открытых площадках устраиваются народом исконно русские забавы: бои " стенка на стенку ", перетягивание каната. В деревнях люди жгли костры: не из сучьев и хвороста, а из старых вещей и соломы, чтобы освободиться от всего ненужного.
В Прощеное воскресенье принято просить прощения у всех родных, близких и просто знакомых людей, - тот, у кого просят прощения, не имеет права отказать в нем просящему. Символом Масленицы, конечно же, являются блины. Мало кто знает, что их история насчитывает уже более тысячи лет! На Масленицу блины всю неделю - считается дурной приметой не иметь в праздничные дни ни одного блина в доме, поэтому хозяйки не допускали, чтобы блины заканчивались.
В старину процесс выпечки блинов считался настоящим таинством: хозяйка никого не пускала на кухню в момент приготовления. Считалось, что если кто на тесто посмотрит и, не дай Бог, скажет, что тесто удалось- блины не получатся, а тесто можно смело выливать прочь.
При поедании блинов воспрещалось пользоваться ножом и вилкой - считалось, что это ведет к сельскохозяйственным катаклизмам.
В последний день Масленицы все несъеденные блины следовало сжечь - ведь уже в понедельник новой недели начинался Великий пост.