Низамутдинова Ольга Николаевна
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию.
Тема: «Влияние устного» народного творчества на развитие речи детей 5-6 лет
В 2018-2019 году в старшей группе мною была продолжена тема по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5-6 лет». Считаю, эту тему очень актуальной на сегодняшний день. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, приобщается к культуре и традициям своего народа.
Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей в старшей группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Целью темы являлась:
«Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей на основе устного народного творчества»
Основными задачами моего направления являются:
Задачи.
• Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
• Формировать грамматический, лексический строй речи;
• Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
• Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
• Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
• Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
• Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
• Воспитывать чуткость к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими описаниями;
• Развивать мелкую моторику рук;
• Формировать умение воплощать услышанное в рисунке, зарисовке схем.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приё мы:
• Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
• Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
• Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
В своей работе использовала следующие пособия:
- Разработана картотека русских народных подвижных народных игр.
- Разработана картотека русских народных хороводных игр.
- Пополнена библиотека книг с потешками и русскими народными сказками.
- Пополнен уголок ряженья.
- Пополнен театральный уголок в группе.
- Использование ИКТ
В процессе работы над данной темой мною было прочитано и изучено много литературы:
Народные сказки, загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные являются основой устного народного творчества, а также важнейшим источником развития выразительности детской речи. Дети хорошо воспринимают произведения устного народного творчества, благодаря их мягкому юмору.
У детей старшей группы я давно заметила интерес к потешкам, загадкам, сказкам и выбирая тему самообразования, решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.
Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, затем я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.
Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песен, прибауток, когда дети посещали вторую группу раннего возраста. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.
Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, поэтому мы стали использовать разные театры.
Дети с удовольствием отгадывают загадки, ведь загадки – это полезное упражнение для ума. Загадки старалась использовать в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, да и вообще в любом режимном моменте в течение дня. Дети участвуют в драматизации сказок.
В группе Пчелки была поставлена драматизация сказки «Три поросенка». На Новогодних каникулах дети выступили для старших и подготовительных групп.
Народное творчество играет очень важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Дети с удовольствием играют в русские народные игры, как в подвижные, так и в хороводные. Мы изучили такие игры, как: «Жмурки», «Гуси и волк», «Ручеек», «Бабка Ежка», «Во поле березка стояла», … Народное творчество помогает в проведении занятий, будь то аппликация или математика. В этом я убедилась.
В группе «Пчелки» было проведено занятие по ФЭМП с использованием сказки «Теремок». Детей удалось заинтересовать. Они внимательно следили за развитием сказки. Дети активно участвовали и отвечали на вопросы. Все поставленные цели и задачи были выполнены.
Свою работу по самообразованию за 2018-2019 учебный год считаю удовлетворительной. Поэтому в дальнейшей своей работе с детьми буду продолжать использовать свой кружок по устному народному творчеству для развития речи детей.