Елена Козлова
От формального наставничества к эффективному сотрудничеству
▼ Скачать + Заказать документы
Система российского дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания программ, методик и технологий, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
Публикация «От формального наставничества к эффективному сотрудничеству» размещена в разделах
С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, повышения уровня профессионализма педагогов ДОУ, введения программного методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогов, в организации методической работы в ДОУ.
Введение ФГОС ДО ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости.
Творческая группа педагогов – эффективное добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве по изучению, разработке, обобщению материалов по заявленной проблеме с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.
Работа в творческой группе позволяет повысить уровень профессионально - педагогической культуры педагога ДОУ, формирует мотивацию к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.
Когда на педчасе сообщили о необходимости создания творческих групп педагогов в ДОУ, и мне предложили быть руководителей одной из творческих групп, я сразу же согласилась, потому что понимала, что работа в группе способствует росту профессиональной компетентности. Т. к профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.
Из подложенных тем я выбрала тему: «Создание условий для обучения и развития личностного потенциала». Потому, что я много лет работаю с детьми с ОВЗ, и эта тема мне близка. После этого я стала набирать команду, которая будет принимать активное участие в группе. Творческая группа собралась быстро, при формировании группы учитывалось желание, профессиональные интересы самих педагогов.
Так началась наша жизнь в творческой группе, в рамках экспериментальной инновационной деятельности. Перед членами нашей группы была поставлена цель – освоение методов и форм работы с детьми с ОВЗ.
Педагогами творческой группы разрабатываются практические материала для работы с детьми с ОВЗ, а также рекомендации, памятки, наглядно – информационные материалы для педагогических работников и родителей, проводятся консультации.
Работа в творческой группе способствует установлению разноуровневых профессиональных контактов, создание и развитие дружеских взаимосвязей с единомышленниками. Что немаловажно для формирования единого педагогического коллектива и повышения качества образования в ДОУ.
Наделение членов ТГ расширенным функционалом по определ нному направлению деятельности группы и частичное делегирование полномочий руководителя группы, да т возможность каждому участнику группы попробовать свои силы в организации деятельности хоть и маленького, но коллектива группы, и посмотреть на происходящее с разных позиций: руководителя и исполнителя. Это очень важный момент в коллективной работе. Взгляд на проблему изнутри способствует развитию аналитической деятельности, принятию правильных решений, укреплению взаимопонимания в группе, построению деятельности коллектива группы «на равных» и «вместе». Чтобы учреждение достигло нужного результата, необходим не просто коллектив единомышленников, а нужна команда. В эффективной команде допускаются свобода суждений, мнений, критика, противоречия по решаемым проблемам, если они ведут к результатам. Именно творческие группы способствуют созданию такой команды.
Заседания нашей творческой группы проводятся по мере необходимости, на заседаниях ведется протокол, который оформляется секретарем творческой группы. Обсуждаемые вопросы фиксируются в форме протоколов, с использованием аналитических таблиц, диаграмм, выводов и обобщений, а также рекомендации педагогам ДОУ. Заседания группы проходят по-разному: живо, шумно, если мы обсуждаем выявленные проблемы в работе ДОУ, обосновываем их актуальность, предлагаем варианты решений, весело, если разрабатываем план проведения досугов, развлечений, обсуждается сценарий, проходят репетиции. Бывают и очень напряженные заседания, если коллективно готовим отчет о деятельности группы, обсуждаем результаты проведенной работы. Наше общение творческой группы не ограничивается рамками ДОУ, своим коллективом мы часто ходим в театр Драмы, ездим отдыхать на базу отдыха «Аврора», посещаем спортивный комплекс «Ледовый».
В заключении хочется отметить, что всё в педагогической деятельности взаимосвязано и взаимозависимо. В ней не должно быть “отдельно стоящих”. Без сомнения, лишь системный подход дает возможность четко обозначить проблему, проанализировать ситуацию, найти возможные решения, скорректировать и проанализировать свои действия, работать с опережением, на перспективу. Работа творческой группы, является лишь одной цепочкой в образовательной системе ДОУ.
Таким образом, работа творческой группы способствует росту профессиональной компетентности не только отдельно взятого педагога, но и педагогического коллектива в целом. Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.