Борейкина Ольга Владимировна
Консультация «Освоение детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционных техник лепки»
▼ Скачать + Заказать документы
Освоение детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционных техник лепки
Работа организуется по трем этапам:
1 этап «Волшебство лепки»
1. Экспериментирование с различными пластическими материалами, направленное на развитие интереса к разнообразным пластическим материалам, художественным инструментам и инициирование поиска изобразительно-выразительных средств. Предусматривается 4 проблемно-игровых занятия: «В стране Лепляндии», «Пернатые, мохнатые, колючие», «Следопыты», «Поварята» (привлечение детей к замешиванию соленого (неокрашенного и цветного) и «бумажного» теста).
Публикация «Консультация „Освоение детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционных техник лепки“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Консультации для родителей
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Консультации для родителей
- Лепка. Методические разработки
- Старшая группа
- Темочки
2. Экспериментирование с цветным пластилином и соленым тестом, направленное на расширение представлений о выразительных возможностях данных пластических материалов. Предусматривается 3 проблемно-игровые ситуации: «Как Соленое Тесто и Пластилин спорили» (продолжение «В стране Лепляндии», «Волшебные краски», «Пластилиновый мрамор».
Методические рекомендации: 1) использование игровых приемов и создание проблемных ситуаций для активизации интереса к экспериментированию с лепными материалами и средствами изображения; акцентирование внимания детей на выразительных возможностях различных материалов и инструментов.
2 этап «Лепка – это здорово!»
1. Занятия, направленные на освоение способов создания лепных образов из теста, бумажной массы, снега. Предусматривается 4 занятия: «Муравьишки в муравейнике», «Крямнямчики», «Снежный кролик», «Веселые колокольчики».
2. Занятия, направленные на освоение способов создания выразительных образов путем комбинирования разных художественных (пластилин, картон, цветная бумага) и вспомогательных материалов (каркасы для пальм). Предусматривается 2 занятия: «Осенние превращения» - техника «пластилинография», «Обезьянки на пальмах» - лепка с элементами аппликации и конструирования.
Методические рекомендации: 1) использовать детские поделки для украшения группы, устраивать экскурсии на выставки лепных работ для детей других групп, что позволит дошкольникам ощутить свою значимость, повысит самооценку у робких детей; 2) широко использовать на занятиях по лепке художественное слово, музыкальное сопровождение, соответствующее теме занятия - это позволит сделать художественную деятельность детей более содержательной и увлекательной, создаст возможность творческого осмысления и наиболее полного отражения темы, поможет преодолеть возникающие трудности.
3 этап «Коллективная лепка»
1. Игра-экспериментирование с использованием природных и бросовых материалов. Предусматривается 3 игры:
• Игра «На что это похоже?» направлена на развитие образного мышления, формирование представлений о выразительных свойствах природных материалов. В ходе игры дети и педагог встают в круг и передают из рук в руки какой-либо природный объект. Каждый из участников игры, беря природный объект в руки, должен сравнить его с другими знакомыми предметами (сказать, на что похож данный объект).
• Игра-экспериментирование «Забавные портреты», направленная на развитие детского изобразительного творчества, инициирование поиска изобразительно-выразительных средств пластических и природных материалов с целью создания выразительного образа, заключается в создании веселых барельефных портретов из пластических и разнообразных природных материалов. К каждому портрету дети придумывают образное название («Радость», «Обида», «Удивление» и пр.). После данной игры предусматривается организация выставки: «Забавные портреты».
• Игра «Чудесные фокусники» направлена на развитие образного мышления, творческой самостоятельности. В ходе игры дети садятся вокруг одного стола, на котором разложены различные предметы (пуговицы, камешки, пластиковые флакончики, крышечки, колпачки от маркеров, трубочки для сока и т. п.). Задача игрока – «фокусника» - «превратить» понравившийся предмет с помощью пластилина в какой-либо образ (колпачок – в ведро, в поганку, в человечка и т. п.).
2. Занятия, направленные на развитие детского изобразительного творчества. Предусматривается 3 занятия-экспериментирования «В подводном царстве», «Путешествие в страну Выдумляндию», «Чудо-дерево».
Занятие «Чудо-дерево» имеет целью инициирование самостоятельно поиска детьми средств художественной выразительности с целью создания интересных, необычных коллективных работ. В ходе занятия педагог предлагает детям снова отправиться в страну Выдумляндию, где каждый может встреть что-нибудь необычное – то, чего в повседневной жизни не бывает, например, чудо-дерево.
3. Взаимодействие с родителями воспитанников: 1. Родительское собрание, к которому педагоги вместе с детьми подготавливают выставку лепных работ. 2. Оснащение информационных стендов для родителей информацией о лепке из теста (соленого, сдобного, пряничного); мини-выставка литературы с описанием поделок из соленого теста. 3. Конкурс на самую вкусную и красивую домашнюю выпечку, приуроченный к весеннему празднику с последующим чаепитием.
Методические рекомендации: 1) предлагать детям задания творческого характера, нацеливать их на создание необычных, выразительных образов, поощрять оригинальные находки; 2) с целью повышения самооценки детей, уверенности в себе организовать экскурсию на выставку лепных работ для детей младших групп ДОУ; 3) не назойливо привлекать родителей к развитию данного направления детской художественной деятельности.
К концу освоения произойдет совершенствование умений и навыков нетрадиционных техник лепки (лепка из теста, пластилина и бумажной массы скульптурным и комбинированным способом, дополнение образа мелкими деталями с целью усиления его выразительности, использование в лепке разнообразных природных и бытовых материалов с целью создания выразительного образа); освоение умений самостоятельно выбирать художественные темы, образы, сюжеты для лепки, а в соответствии с этим - материалы, инструменты, технические способы и приемы реализации собственных замыслов; развитие умений создавать коллективные работы.
Список литературы:
1. Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. -Ярославль: «Академия развития», «Академия и Ко», 1996. – 192 с.
2. Курочкина Н. А. Сенсорные основы лепки дошкольного возраста (5-7 лет). Автореф. дисс…к. п. н. Л. – 1969.
3. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. - М. : Просвещение, 1988. – 144 с.