лариса ковальчук
Технология «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт.
Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс
Тем не менее, даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства.
Публикация «Технология „Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л. С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает»«Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может»
Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование»
В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.
Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. А для создания «мозаичного» шедевра подойдёт лист хорошо помятой бумаги. И даже пушистую шубку зайчонку подарит колючая малярная кисть из папиного ящика с инструментами и дешёвая зубная паста.
Да как много различных способов для самовыражения маленького фантазёра!
А с помощью взрослого будет проще реализовать свои фантазии.
Данная технология предусматривает формирование творческих способностей у детей начиная с раннего до подготовительного дошкольного возраста.
Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в рисовании в виде перспективного планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.
Актуальность
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:
• Умение одухотворять живую и неживую природу
• Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
• Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
• Стремление заботиться о других
• Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
• Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
• Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства
С другой стороны ребё нок набирается опыта изодеятельности:
• Учится быть оригинальным
• Учится использовать средства выразительности
• Учится давать оценку своей и чужой деятельности
• Учится проявлять инициативу, самостоятельность
• Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник
Исследования российских педагогов и психологов Е. А. Флериной, Н. Г. Сакулиной, Е. И. Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего.
Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка» (Н. А. Ветлугина)
Но для полноценного воспроизведения на листе окружающего мира, детям необходим запас наблюдений и опыта.
Глаз ребёнка, воспитанный на наблюдении многообразных форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к обучению техникам рисования. Ведь, чем больше опыт наблюдений, тем ярче видит ребёнок конечный результат своего рисунка, тем правильней он будет использовать навыки владения материалами и инструментами.
Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционным техникам рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красоты.
Научить детей видеть – значит сделать их глаз восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изящное в предметах и явлениях и удерживать их в памяти.
Так же важно стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, который предполагает:
• Развитие художественно-эстетического восприятия
• Способность замысливать, представлять будущий рисунок
• Освоение технических и изобразительных навыков
• Опыт общения с миром изобразительного искусства
Только после такой подготовки можно ждать от ребёнка полной реализации его художественных возможностей. Также нужно приложить не мало усилий для обучения пользованию материалами и инструментами, доступными в дошкольном возрасте. Необходимо готовить руку ребёнка для более точной передачи красоты и изящества форм, цветовых созвучий.
Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике.
Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.
Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т. к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.
Результатами работы должны стать :
• Активность и самостоятельность детей в рисовании
• Умение находить новые способы для художественного изображения
• Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности
Цель и задачи
Целью данной программы является использование детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник в рисовании
На основе данной цели определены следующие задачи:
• Передача и накопление опыта использования в рисовании нетрадиционных техник
• Обучение с учётом возрастных особенностей детей, опираясь на их желание и стремление реализовать себя через художественные образы
• Знакомство детей со способами работы с нетрадиционными материалами и инструментами
• Проведение диагностики детей
• Обработка полученных данных для того, чтобы выявить уровень художественного развития детей
В работе с детьми необходимо :
• Научить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке
• формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов, для уточнения и обогащения восприятия
• наблюдать в природе и уголке природы, для обогащения и уточнения зрительных впечатлений
• создавать условия для освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе знакомых и нетрадиционных средств художественно – образной выразительности
• побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя при этом освоенные техники
• учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество
• стараться вызвать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций
Условия работы :
Для эффективного осуществления педагогического процесса в группе создаётся развивающая среда, в которой характеризуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Пространство сконструировано таким образом, чтобы каждый ребёнок в течение дня мог найти себе увлекательное занятие.
При создании среды с учётом развития изобразительной деятельности, учитывается ряд требований:
• Соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития
• Предметная среда включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые побуждают к деятельности
• Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативы детей, их стремления на деле применять свои знания и умения.
Развивающая среда опирается на принципы:
• Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития
• Принцип информированности, обогащённости
• Принцип активности
• Принцип эмоциональной насыщенности
• Принцип системности
• Принцип статичности и подвижности
• Принцип эмоционального благополучия и комфортности
• Принцип закрытости
• Принцип обеспечения половых различий
• Принцип универсальности
Планирование работы по использованию нетрадиционных техник в рисовании
При планировании работы по обучению детей рисованию через нетрадиционные техники я учитывала, что ребёнок должен приобретать опыт художественной деятельности, знакомиться с новыми техниками рисования, развивать ручную умелость
Для работы составлено годовое перспективное планирование:
Месяц Тема Цель
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь До свиданья, лето красное
Дары осени
Унылая пора Познакомить с новым способом тонирования – размывание краски
Учить работать в технике «трафарет» и «по сырому»
Проявлять самостоятельность в работе
Декабрь
Январь
Февраль Здравствуй, гостья-зима
Вспоминаем праздник
Вьюги да метели Познакомить с техникой «манкография», зубная паста, пучок.
Развивать мелкую моторику, цветовое восприятие
Учить проявлять в работе самостоятельность и инициативность
Март
Апрель
Май Встречаем весну
Первоцветы Познакомить с различными способами изображения солнца, искусством миниатюры на яйце
Учить использовать в работе сразу несколько нетрадиционных техник
Игры и упражнения.
Игры детей дошкольного возраста различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни ребёнка, в его воспитании и обучении
А если учесть,что игра и рисование являются самыми любимыми видами деятельности детей, то можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Становится ясно, что между игрой и рисованием нет противоречий.
Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе, а в рисование ребёнок учится ставить и определять цель и добиваться конкретных результатов.
Разграничивать игру и детское рисование, особенно в нетрадиционных техниках, не стоит, они дополняют друг друга
Выгорский Л. С. писал: «В игре ребёнок всегда выше своего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше сам себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе …все тенденции развития, ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»
• Граттаж - суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисование по восковой прокладке, - в процарапывании.
Описание техники :
Данную технику начинаем использовать только со старшего возраста. - --- Сначала наносим цветной фон акварелью и подсушиваем бумагу.
- Далее весь фон полностью затрём воском.
- Нальём в розетку чёрной гуаши и добавим немного шампуня, тщательно перемешаем.
- Затем покроем этой смесью парафиновый лист.
- А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок.
Чем не гравюра!
Надо иметь ввиду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.
Упражнения:
«В рождественскую ночь» Яркие звёзды и тонкий месяц процарапываем аккуратно.
«Что за звёздочки такие…» Процарапываем снежинки. Ни одна снежинка не похожа на другую.
«Ночной мотылёк» Яркий фонарь показался ночному мотыльку солнцем.
«Салфетка для мамы» Она может быть различной формы и с любым рисунком.
«Волшебная поляна» Кто – то злой закрасил всю поляну чёрной краской. Ничего страшного. Вот появилась бабочка, а вот цветок.
«Дворец для Снегурочки» Ночь. И вдруг сказочный терем, в котором живёт Снегурочка.
«Полёт в космос» Космонавтов встречают холодные звёзды, незнакомые планеты.
«Вечерний город» Как красиво, когда зажигаются огни в окнах домов и уличные фонари!
«Ветер по морю гуляет» Летит кораблик на всех парусах по водной глади.
• Монотипия – эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.
Описание техники :
Данной техникой мы предлагаем заниматься детям со средней группы.
Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги.
- Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, затем левую половинку листа прижмём к правой и разгладим сложенный таким образом лист. Раскроем и посмотрим, что получилось. Мяч? А может быть солнце? Тогда дорисуем лучи.
- Нанесём яркие пятна на одну половинку листа бумаги, прижмём другую. Что получилось?
Упражнения:
«В стране Двуляндии» Необычная страна, в ней ничего не бывает по одному.
Детям предлагается нарисовать на одной половине листа всё, что им хочется, а затем…
«Каких я видела бабочек» На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу можно складывать в разных направлениях.
«Осенний парк» Дорогу и небо нарисуем в технике монотипия, сложив лист по «линии горизонта». А потом по небу полетят облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.
«Я и мой портрет» Нарисуем себя и посмеёмся.
«Город на реке» Нарисуем город, согнём бумагу по «линии горизонта». Намочим вторую половину бумаги и прижмём к первой – город отразиться в воде.
«Белый пароход» Согнём лист бумаги по «линии горизонта». Нарисуем рисунок в верхней части листа, а затем, намочив нижнюю часть, сложим лист. Пароход отразиться в волнах моря.
«Гномы – близнецы» Нарисуем одного гномика. Сложим лист пополам, разгладим. Вот и брат.
• Печатка – техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
Описание техники :
Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова!
Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!
Упражнения:
Для детей младшей группы можно предложить нарисовать :
- цветы для пчёлки;
- бабочек порхающих над лугом;
- грибы на полянке;
- овощи в корзинке;
- фрукты в вазе и т. п.
В средней группе дети могут использовать «печатки» с геометрическим рисунком и меняться ими в процессе работы :
- открытки;
- пригласительные билеты;
- платки;
- салфетки
В старших группах используем приём дорисовывания недостающих деталей предметов к готовым «печаткам», составление композиций из разных «печаток»
- букет цветов;
- закладки;
- букет из рябиновых веток.
• Рисование по сырой бумаге – своеобразная техника рисования.
Описание техники :
Начинать осваивать эту технику можно уже в младших группах. Для рисования в этой технологии нам понадобиться влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и разместим её на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала).
Возьмём акварельный мелок или кисточку с акварельной краской и начнём рисовать.
Упражнения:
«Плывут по небу облака» Проведём плавную линию и она волшебным образом превратиться в … А на что похожи наши облака?
«Аквариумные рыбки» Встретились две дуги… А получилась рыбка. Подрисуем ей глаз, рот, чешуйки. А теперь проведём вертикальные линии – заколыхались в воде водоросли.
«Зайцы на поляне» Провели короткую линию, а увидели серенькую,пушистую шубку непоседы.
«Летний дождь» Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей – то зонтик.
«Воробышки зимой» Холодно птахам, нахохлились они, распустили пёрышки. Ничего скоро весна!
«Когда меня обижают» Каким тогда нам кажется мир? Всё расплывается от слёз, становится грустным и серым. Нарисуй, так чтобы мы погрустили вместе.
«Мой пушистый маленький друг» Я люблю его. Он всё понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижаться к его пушистой мордочке!
«На дне морском» Покажем, как меняется море в зависимости от погоды.
«Последний лист» Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев. и только один лист ещё трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист…
«В метель» Порыв ветра, ещё один, ещё… Снег колит лицо. он то вьётся змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешенном хороводе, превращая тебя в невидимку.
«В подводной лодке» Что ты видишь сквозь толщину воды? Водоросли. солнечные лучи, маленьких рыбок, больших рыб…
«Радуга – дуга» Цвета расположены в определённой последовательности, смотри не перепутай. Мокрая бумага позволяет добиться результата плавного перехода одного цвета в другой.
• Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.
Описание техники :
Кляксографию используем в качестве игр и развлечений.
- Поставим большую, яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю…, побежала она вверх оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем.
- А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета. пусть встретятся.
А на что же похожи их следы?
Упражнения:
«Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья.
«Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья. а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились.
«Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет. А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю.
• Набрызг – непростая техника.
Описание техники :
Её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке так как сначала капли краски летят не только на бумагу.
Упражнения:
«Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом.
«Снегопад» По цветному тону делаем набрызг белой краской.
Кружатся в танце белые снежинки.
«Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес.
• Печать от руки – очень интересная техника.
Описание техники :
Обмакиваем всю ладонь или её часть в краску и оставляем отпечаток на бумаге.
Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем.
К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях.
Упражнения:
Предложите детям представить:
«Потеряли перчатки по дороге котятки…»Раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись!
«Чьё лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё – то лицо. Может быть к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.
«Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка.
«Цветы» Отпечаток всей ладони приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким – нибудь цветком.
«Животные» С помощью данной техники можно изобразить и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом.
«Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек.
Организация работы с родителями
Для сотрудничества с семьёй выбраны следующие формы работы :
• Оформление наглядной агитации для родителей
• Проведение бесед
• Консультаций
• Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
• Совместное проведение мероприятий
• Совместное творчество родителей и детей
• Анкетирование
Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества. См приложение
Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми. (см. Приложение)
Заключение.
Работа по данной технике даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования
Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.
Об этом свидетельствуют результаты проводимой диагностики, которая показывает положительную динамику.
Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.
Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи.
Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.
А в целом, если работа ведётся планомерно, в системе с другими занятиями, в групповой и индивидуальной деятельности, во взаимодействии с родителями, тогда решаются такие задачи как:
• Раскрытие важных сторон развития ребёнка в каждой возрастной группе;
• Оказание квалифицированной помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей;
• Повышение самооценки родителей в своих глазах и в глазах друг друга;
Литература.
1. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду
Санкт-ПетербургДетство – ПРЕСС, 2011
2. «Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т. С., Москва, Просвещение, 1992
3. «Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» Псковский вольный институт сайт
4. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» научный руководитель Безруких М. М.
5. Алексеевская Н. «Озорной карандаш» Москва, Лист, 1998
6. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
7. Выгорский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
8. Гудилина С. И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998
9. Доронова Т. Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности»Москва, Школа – Пресс, 2005
10. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
11. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992
12. Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)»
13. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
14. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»
15. Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество»
16. Комарова Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду»
17. Копцева Т. А. Методические рекомендации к программе «Природа и художник» Москва, 1994
18. Копцева Т. А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994
19. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004
20. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика,
21. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»»