Елена Долмонего
Конспект НОД «Освобождение города Калача-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение представлений о событиях Великой Отечественной войны (битва за Калач - на - Дону) через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Задачи:
Образовательные: Знакомить с историческими фактами военных лет, пополнять, расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивающие: Развивать любознательность, внимание и познавательный интерес, развивать диалогическую речь, стимулировать речевую активность. Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое за свою родину, свой народ, чувство сострадания к тем, кому выпала тяжелая доля военной поры. Предварительная работа: Беседа о Великой Отечественной, разучивание стихов войне, чтение рассказов из цикла «Детям о войне», рассматривание картинок из серии «Дошкольникам о войне».
Публикация «Конспект НОД „Освобождение города Калача-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков“» размещена в разделах
- Баранки, бублики, сушки, калачи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Методы и приё мы: Словесный (беседа, вопросы, рассказ, чтение стихотворений, наглядный (демонстрация фотографий о городе-герое Сталинграде и фотографии военных лет).
Оборудование и материал: Ноутбук, фотографии военных лет, д/и «Собери вещмешок», «Продолжи предложение», «Найди тень», «Найди и обведи».
Ход НОД
I. Вводная часть: - Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас хорошее настроение. Приглашаю вас всех в круг. Покажите мне свои ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете? (тепло). Это тепло ваших добрых сердец. Давайте передадим тепло друг другу. Только такие добрые и ласковые ребята могут жить в нашем городе. - А теперь закройте глаза, мы послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Это - мирная тишина. А сейчас откройте глаза. Звуки военных действий. - Ребята, как вы думаете, что это за звуки? Слышны ли звуки выстрелов, рева танка в мирное время? Когда раздаются такие звуки? (ответ детей) - Хотите узнать больше о ВОВ? (ответ детей)
- Ровно 79 лет назад, 23 ноября 1941 года город Калач был освобожден от немецко - фашистских захватчиков. Именно об этой битве мы сегодня и поговорим.
Минута молчания. - Ребята, давайте в память о тех, кому мы обязаны жизнью, почтим их подвиг минутой молчания. II. Основная часть: - В далёком 1942 году, когда на Калачёвскую землю вторглись немцы, жители Калача, как и всё население нашей Родины, встали на защиту своей земли. - - Ребята, а почему нужно было защищать город? (ответы детей).
- Как называются люди, которые издавна защищают наш город? (Донские казаки). Множество побед одержали казаки во славу России. - В народе есть поговорка: «Будет, какая держава с Россией шершава - казаки ее мигом выгладят». - Как вы думаете, что означают эти слова? (Готовность казаков защищать Родину от врагов). Игра «Собери вещмешок». - На столе предметы, положите в мешок те, которые были нужны солдату на войне. - Правильно Молодцы! - Наши русские бойцы проявили поразительное мужество и самоотверженность, защищая город на Дону. - Давайте, с вами подумаем и назовем качества, которыми обладали наши солдаты, защищая свою Родину. - Помогаем мне, называем. - Правильно, смелость, мужественность, сила, выносливость, отвага, храбрость, ловкость, быстрота, меткость.
- Во время немецкого наступления - Калач обороняла 64-я армия под командованием генерал - лейтенанта Василия Ивановича Чуйков.
- Калач для немцев казался очень выгодным пунктом для накопления сил и удара по Сталинграду, так как в Калаче действовал мост через Дон, а после открытые степи. Немецко-фашистские войска пытались нанести удар, и выйти в район Калача, чтобы затем овладеть Сталинградом (Волгоградом).
Игра «Продолжи предложение». - «Границу охраняет.» - «В разведку ходит.» - «Из орудий стреляет.» - «Танком управляет.» - «За штурвалом самолета сидит.» - «На корабле служит…» - «На подводной лодке служит.» - «А в пехоте служат…»
- Посмотрите на мою форму к какому роду войск она относится? (ответы детей). - Правильно, это форма летчика, нашего времени. - Обувь у современного летчика называется лабутенами Игра на внимание «Найди и обведи». - Перед вами карточки с изображением военных. Обведите только того военного, который выделен в верхнем правом углу. - Молодцы! - Обстановка становилась все более трудной. На правой стороне Дона на подступах к Калачу сражались стрелковые, танковая дивизия. Тысячи боевой техники участвовали в обороне Калача. -Ребята, а какую военную технику знаете вы? (танки, самолёты, пушки, истребители, ракетоносец, бомбардировщик, огнемёты, вертолёты, крейсеры, миномёты). Игра «Собери военную технику». - Посмотрите на столе лежат разрезные картинки, соберите их и узнаете, что на них изображено (ответы детей). -За дни ожесточенных боев за Калач противник, несмотря на численное превосходство, потерял солдат, танки, бронетранспортеры, тяжелые пулеметы, минометы, самолеты и много другой техники.
Физкультминутка «Снайперы». - Ребята вам надо попасть мешочком в цель. - Какие вы все меткие. Молодцы! - В битве за Калаче, сопротивлялись не только взрослые жители города, но и дети. Короткая жизнь юных калачевцев пример героизма юных на родной земле, Ивана Цыганкова, Егора Покровского и Михаила Шестеренко. - Именем Ивана Цыганкова названа улица нашего города. - И вот, 20 ноября 1941 года началось освобождение Калачевской земли. Несмотря на отчаянное сопротивление немцев, наступление наших войск развивалось успешно. - Захват моста через Дон в Калаче является замечательным свидетельством боевого мастерства. Часть отряда прошла на танках через мост, уничтожила охрану, захватила переправу. - Рано утром, 23 ноября завязались ожесточенные бои. Противник оказывал сильное сопротивление. Тогда на помощь пришли войска. Танки открыли огонь с берега Дона по городу. - 23 ноября 1942 года - наш город был освобожден от фашистских захватчиков. Теперь эту праздничную дату мы отмечаем каждый год. Почему? Правильно, потому, что забывать такое нельзя. - Юго-восточнее города, в районе посёлка Советский произошло соединение войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов, завершившее окружение немецко-фашистских войск под Сталинградом. -На этом месте сооружён монумент «Соединение фронтов». Игра «Найди тень». - Ребята, а как мы называем людей, которые выжили, в боях за Калач, и сейчас живут в нашем городе так и в других городах? (ветераны).
- Земля Калачевская - край степных тюльпанов. Старинная легенда говорит, что алый цвет «тюльпанов» - это капли крови героев - бойцов, что сражались на нашей земле за ее свободу. - 25 марта 2010 года нашему городу присвоено почетное звание Российской Федерации Город воинской славы. - А, почему нашему городу присвоили звание Город воинской славы! Правильно. Очень много людей сражалось за Калач - на - Дону, за Родину и многие погибли.
III. Заключительная часть: - Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии? - Сколько дней длилась Сталинградская битва? - Чем закончилась битва за Калач на - Дону? - Что вам понравилось? (Ответы детей). - Что вы узнали нового? (Ответы детей). - Вы справились со всеми заданиями. - Посмотрите, какой сюрприз я вам приготовила. - Да, игра «Памятники города Калача – на Дону. - Давайте поблагодарим и попрощаемся c нашими гостями. До свидания.