Зарецкова Оксана Викторовна
Конспект занятия «Осознание дошкольниками нравственных норм посредством сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать нравственные представления старших дошкольников через сказку.
Задачи:
1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
2. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, щедрость.
3. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Публикация «Конспект занятия „Осознание дошкольниками нравственных норм посредством сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
4. Активизация процессов внимания, зрительного, тактильного восприятия, воображения.
Материал : клубок, разрезные картинки, книга, листы для рисования, карандаши, игрушки, сундук, витаминки в индивидуальной упаковке.
Продолжительность: 30 мин
Ход занятия.
Психолог: Здравствуйте, ребята!
Игра “Волшебный клубок”
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства
В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами будем здороваться, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и говорю: «Здравствуй, Матвей!». Держу нитку в руке и передаю клубочек соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки и здоровается с соседом справа от него.
Клубочек вернулся ко мне. “На что похоже то, что у нас получилось?”.
Посмотрите – мы все с вами стоим в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились и стали единым целым!
Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я её смотаю обратно в клубочек. Ребята, Клубочек что-то шепчет. Давайте послушаем!
Вы очень понравились волшебному клубочку. Он говорит, что вы все очень дружные. Но вы забыли поздороваться с гостями!
Игра «Давайте здороваться!»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Один из детей раздаёт цветные квадратики детям, а психолог пары этих квадратиков гостям. Таким образом образую пару: взрослый –ребёнок. Затем дети подходят к своим парам и, здороваясь, знакомятся.
Затем по сигналу начинают хаотично двигаться по залу и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
Психолог:
Ты, клубочек, покатись, сказка, сказка – появись. (клубочек прикатывается к книге сказок). В гостях у нас оказалась книга сказок, хотите узнать новую сказку?
Сказка «Жадный кармашек» (Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Метод пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – С. 109)
На платье у Оли жил жадный кармашек. Ему нравилось, когда в него что-то клали, и не нравилось, когда выкладывали.
Кармашек считал, что Оля была вовсе не экономной девочкой: то даст кому-то свою игрушку, то поделится чем-нибудь вкусненьким. «Лучше бы все это ты в карман клала», - думала она. Вот и стала девочке шептать: «Ты брату дала своего зайчика, а он тебе в обмен ничего не дал! Подруге конфету дала, а она тебе что? Никому ничего не давай, лучше в карман клади».
Оля была хорошей и очень послушной девочкой. Вот и послушалась своего кармашка - начала делать все, что он ей советовал. И стал кармашек толстенький, потому что в нем лежало много разных вещей, но ему все было мало. Кармашек непременно хотел сохранить какие необычные сокровища.
У Олиной мамы было очень красивое ожерелье. Однажды, когда мамы не было дома, кармашек уговорил девочку достать ожерелье и спрятать в нее. Аленка подошла к шкафу, подставила стул, на него - табуретку и залезла на верхнюю полку. Достала девочка ожерелье - большое, длинное, красивое. Но оно не могло уместиться в кармане, он для нее был маленький.
Кармашек немного растянулся, и несколько бусинок вошли в нее, потом он растянулся еще, затрещал и разорвался! И из него посыпались бусинки, конфеты, яблоко, зайчик и еще много разных вещей.
Оля очень расстроилась и решила никогда больше не слушать жадных кармашков.
А мама, когда пришла домой, отпорола жадный кармашек, а на его место пришила красивый шелковый цветочек.
Психолог:
- Как вы думаете жадность это хорошее качество? Почему?
- Кого можно назвать жадным? : (тот кто не делиться ни с кем вкусностями, игрушками, книгами, играет единолично)
- Хотели бы вы дружить с жадным ребенком?
- Стоит ли слушаться жадных кармашков?
Этюд «Жадный пес»
Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера
Психолог:
«А еще бывают жадные собаки, послушайте об одной такой» (стихотворение В. Квитка) :
Жадный пес дров принес,
Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напек, спрятал в уголок
И съел сам – гам-гам-гам!
Дети имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.
Психолог:
Плохо быть жадным. А вот девочка не жадная, а щедрая она принесла деткам конфетки.
Этюд «Вкусные конфеты»
Цель: имитация выразительных движений.
У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфетке и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По лицам детей видно, что угощение вкусное.
Мимика: Жевательные движения, улыбка.
Психолог:
-Что вы чувствовали, когда были жадными? А когда щедрыми?
Конфеты, конечно, вкусные, а я хочу вас угостить полезными витаминками.
Снова я клубок возьму и тихонечко скажу: ты катись, катись, клубочек, нам дорогу укажи, ну-ка что-то покажи. Дети все идут за клубком. Находят сундучок.
Психолог:
-Давайте сами попробуем догадаться, что там лежит.
Упражнение «Определи на ощупь»
Цель: развитие визуального канала, тактильной чувствительности, памяти, внимания.
А вы догадались, где раньше были все эти вещи? Да, в жадном кармашке. Их было там столько много, что кармашек не выдержал и порвался. Ведь со всеми этими вещами можно играть. Хотите?
Упражнение – тренинг «Как бы ты разделил игрушки»
Цель: показать способ предотвращения конфликтной ситуации.
Каждому ребёнку предлагается пять игрушек, их надо разделить:
- себе и другим детям;
Если бы тебе очень захотелось играть игрушкой, которой играет другой, что бы ты стал делать? Какими бы словами попросил? (проигрываются похожие ситуации) .
Конечно, интереснее, когда играешь дружно, а еще можно пригласить друзей в гости и угостить вкусненьким. Хотите угостить друг друга? Чем?
Упражнение «Дорисуй угощение»
Цель: развитие творческого воображения.
Раздать детям листы с разными геометрическими фигурами и попросить дорисовать угощение для друга.
Обменяйтесь угощениями.
Рефлексия. Что вам понравилось больше всего на занятии? Кем быть интереснее? – жадным или щедрым?
Упражнение «Спасибо за приятное занятие».
Психолог: «Ребята, наше занятие заканчивается, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное общение!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное общение!» - таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединиться последний участник, замкните круг и завершите церемонию благодарности безмолвным легким троекратным пожатием рук».
Психолог:
ребята, мы начинали свое занятие с большого круга, который нас объединил, и заканчиваем занятие, держась все за руки. Желаю вам быть всегда вместе не ссориться, не жадничать, уступать друг другу.