Елена Нажимова
Презентация «Особенности эмоционально-двигательной реакции на музыку детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности эмоционально-двигательной реакции на музыку детей раннего возраста»
Никого не нужно убеждать в важности музыкального развития дошкольников, а особенно детей раннего возраста. Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, воздействует на психоэмоциональное состояние, позволяет решать задачи охраны здоровья и формирования личности малыша, способствует развитию речи, двигательной активности, оказывает благоприятное влияние на познавательное развитие.
Публикация «Презентация „Особенности эмоционально-двигательной реакции на музыку детей раннего возраста“» размещена в разделах
В развитии детских музыкальных способностей особенно важны первые годы жизни ребенка. Доказано, чем раньше начать работу по развитию музыкальных способностей ребенка,тем лучше будет результат.
Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что дети в утробе матери хорошо слышат; они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости; отличают интонацию: при нервной и встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной - приходит в норму. Дети уже в утробе матери реагируют на музыку. Тревожная музыка - и на личике не родившегося ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а веселая – оживление.
В развитии детских музыкальных способностей особенно важны первые годы жизни ребенка. Доказано, чем раньше начать работу по развитию музыкальных способностей ребенка,тем лучше будет результат.
Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что дети в утробе матери хорошо слышат; они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости; отличают интонацию: при нервной и встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной - приходит в норму. Дети уже в утробе матери реагируют на музыку. Тревожная музыка - и на личике не родившегося ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а веселая – оживление.
Музыка может восприниматься детьми различными способами. Так, например, Морис Мартено (французский музыкальный педагог и изобретатель) предложил следующую классификацию:- «пассивное восприятие - ребенок слышит звук радио, но занят другим делом; - частично активное восприятие - малыш слушает и одновременно предается своим мыслям: музыка в данном случае служит для него источником вдохновения;
- активное, когда ребенок требует исполнения той или иной песенки, поет отрывки из нее или, слыша мелодию, начинает танцевать».
Все три вида должны присутствовать в жизни ребенка постоянно, «перенасытить» музыкой нельзя, если грамотно подходить к выбору произведений.
Чувство ритма у детей раннего возраста развивается, прежде всего, в музыкальной деятельности, связанной с музыкально – ритмическими движениями. Здесь важно помнить, что общее психическое развитие ребенка связано в этот период, прежде всего с развитием чувственной сферы. От того, насколько активным будет процесс накопления ярких, и эмоциональных впечатлений, во многом зависит дальнейшее интеллектуальное (и музыкальное) развитие ребенка. Психические процессы в этом возрасте в основном непроизвольные, поэтому в обучении детей раннего возраста основную роль играют положительные эмоции. Формирование положительных эмоций – основа развития познавательной деятельности, залог полноценного становления личности ребёнка.
Для ребенка 1-2 года жизни интонации в музыке достаточно для осознания музыкального образа. Именно поэтому в раннем возрасте рекомендуется петь и разучивать с ребенком песни, где важными являются интонации вопроса, ответа, восхищения, печали, радости.
Дом большой, дом маленький".
У медведя дом большой,
Ой, ой, ой!
(удивлённо)
(разводят руки через стороны - вверх)
А у зайца – маленький,
Ай, ай, ай!
(жалобно;)
Мишка наш пошел домой,
(идут в развалку)
Ой, ой, ой!
Да и крошка – заинька,
Ай, ай, ай!
(прыгают на двух ногах)
А вот для ребенка 3-го года жизни интонации музыки недостаточно. Ему уже необходимо разбираться в таких элементарных средствах музыкальной выразительности как тембр и сила звучания музыки. В этом возрасте малыши проявляют интерес к музыкальным инструментам и даже пытаются осваивать способы звукоизвлечения, тем самым развивая музыкальный слух.
Кроме того, не следует забывать, что любые предметы, с помощью которых ребенок может производить какие-либо звуки, не должны исключаться из поля деятельности ребенка. Сюда относятся погремушки, колокольчики, ложки, посуда.
Раннее музыкальное образование подразумевает не только знакомство ребенка с инструментами и музыкой, но и общее развитие психики малыша.
. Кроме того, не следует забывать, что любые предметы, с помощью которых ребенок может производить какие-либо звуки, не должны исключаться из поля деятельности ребенка. Сюда относятся погремушки, колокольчики, ложки, посуда.
Раннее музыкальное образование подразумевает не только знакомство ребенка с инструментами и музыкой, но и общее развитие психики малыша.
.
Кроме того, не следует забывать, что любые предметы, с помощью которых ребенок может производить какие-либо звуки, не должны исключаться из поля деятельности ребенка. Сюда относятся погремушки, колокольчики, ложки, посуда.
Раннее музыкальное образование подразумевает не только знакомство ребенка с инструментами и музыкой, но и общее развитие психики малыша.
.
Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения). Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой. Репертуар содержит народные песенные и плясовые мелодии, произведения современных композиторов (песни, игры, пляски).
Каждое занятие с детьми раннего возраста следует строить в игровой форме, как маленький спектакль, в котором малыши являются и зрителями, и исполнителями. Они смотрят инсценировки, в которых участвуют различные персонажи – кукла, котик, собачка, а затем играют и пляшут с ними.
К концу года дети первой группы раннего возраста должны проявлять отзывчивость на музыку плясового и спокойного характера, реагируя на музыку плясового характера, прихлопывать в ладоши, махать рукой, приплясывать, эмоционально откликаться на игровые действия воспитателя.
Дети второй группы раннего возраста должны уметь ходить под музыку, играть в музыкальные прятки, догонялки, выполнять простые движения с флажками, погремушками, в плясках передавать веселый характер музыки хлопками, притопыванием ногой, поворотами кистей рук, приплясыванием (слегка пружинить колени). Игры и пляски строятся на сопоставлении музыки контрастного характера, как, например, в пляске «Ай-да» (на первую часть музыки дети покачиваются с ноги на ногу, на вторую — весело топают ногами).
Привлечение родителей к участию в праздниках и развлечениях
Развиваясь в дошкольном возрасте, эмоциональная отзывчивость на музыку выступает предпосылкой формирования основ музыкально-эстетической культуры, качественно характеризует динамику становления компонентов музыкально-эстетического сознания – эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкусов, а также представлений о красоте музыкальных образов и окружающей ребенка жизни.