АНАСТАСИЯ АБРАМОВА
Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,
а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. "
(Сухомлинский В. А.)
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Но эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, особенного общения и совместной деятельности с ребёнком.
Публикация «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОО необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.
Любые правила, объяснения, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются не эффективны. Дети этого возраста живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Но это не говорит о том, что с маленькими детьми не нужно говорить. Слова воспитателя обязательно должны отображать реальные действия, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.
Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, сочувствие и сопереживание. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.
Основным видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность. Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить таких занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только не несут пользы, но и вредны, поскольку могут ограничить собственную активность детей.
Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности, с использованием такого материала, который будет более близок к ребенку (игрушки, игры, и т. д.)
Для более гармоничного воздействия на умственное, физическое и психическое развитие детей раннего возраста, в результате обучения, существует ряд занятий, по следующим направлениям:
• сенсорное развитие,
• развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления,
восприятия, воображения и речи,
• формирование элементарных математических представлений,
• формирование развития речи,
• развитие мелкой и крупной моторики,
• физическое развитие,
• музыкальное развитие,
• творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию).
Содержание воспитательной работы на этапе раннего возраста можно разделить на следующие разделы:
• соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. последовательное распределение в течение суток режимных моментов, таких как: сон, кормление, бодрствование, смена разных видов деятельности;
• правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др. ;
• проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
• правильно организованная деятельность для активной и разнообразной самостоятельной игры детей.
Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.
Выполнение всех требований к построению воспитательнo -образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях ДОУ, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.