КАЙЗЕР ОКСАНА
Особенности театрализованной деятельности в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности театрализованной деятельности в условиях ДОУ
О. В. Кайзер, воспитатель МКДОУ детского сада «Солнышко»
Аннотация. В статье представлены основные аспекты работы педагога с детьми при использовании театрализации в условиях ДОУ. Описаны особенности использования данной технологии. Перечислены некоторые методы, которые используются при работе с детьми. А так же обозначены условия, которые необходимы для использования театрализованной деятельности.
Публикация «Особенности театрализованной деятельности в условиях ДОУ» размещена в разделах
И. Г. Вечканова понимает театрализованную игру как «деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.)»
Театрализованная деятельность в условиях детского образовательного учреждения является одним из доступных видов искусства. Театрализация достаточно понятна и близка ребенку, а так же имеет явную практическую пользу: эмоционально – эстетическое воспитание детей. Соответственно, что является одним из аспектов всестороннего развития личности.
Театрализованная деятельность дает возможность формировать опыт социальных навыков поведения на основе того, что литературные произведения, сказки имеют нравственную направленность. Основываясь на театральном опыте, ребенок продолжает формировать навыки эмпирического познания. Беря в основу возрастные особенности детей, которые посещают ДОУ, было выявлено, что данная деятельность помогает преодолеть ребенку застенчивость, робость, неуверенность в себе.
Игра – основная деятельность возраста дошкольников. В компании детей для игры достаточно часто выбираются ролевые игры с «примеркой» на себя какой-либо социальной роли. Поэтому, театральная деятельность дошколятам интересна, так как тут они могут перевоплотиться в кого угодно, взять на себя ответственность, произвести действия, не свойственные для них самих.
Театрализованные игры помогают решить следующие педагогические задачи:
• Развитие речи: развитие диалогической и монологической речи, обогащение словарного запаса ребенка, овладение вербальными и невербальными навыками общения;
• Художественно-эстетическое развитие: приобщение к высокохудожественной литературе, фольклору, музыке; формирование элементарного представления о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности;
• Познавательное развитие: развитие памяти, наблюдение за явлениями природы, развитие разностороннего представления о действительности.
• Эмоциональное развитие: вызывание у ребенка желания делиться впечатлениями, мыслями и эмоциями.
По мнению С. А. Козлова и Т. А. Куликова существуют условия, которые необходимы для развития театральной деятельности :
- дети вслушиваются в художественное слово еще с малого возраста. Появляется эмоциональный отклик, соответственно, следует чаще обращаться к стихотворениям, потешкам, поговоркам, шуткам, в том числе тем, которые побуждали бы к диалогу;
- воспитывать у дошкольников интерес к театральной деятельности, создавая ситуации, где персонажи кукольного театра вступают в диалог с детьми, разыгрывают сценки;
- забота об оснащении театрализованного уголка : изготовление костюмов, игрушек-самоделок, декораций, стендов (которые будут отражать внутреннюю жизнь «театралов», атрибутов, приобретение театральных игр;
- обращение внимания на подбор литературных произведений для проведения театрализованных игр : замечать наличие динамичных событий, существование моральной идеи, ярких персонажей, наделенных выразительным характером.
Поддъяков Н. Н. утверждает, что наблюдение и обобщение – основной способ развития у детей эмпирического обобщения. Взрослый лишь помогает обобщать и анализировать. После этого идет фиксация результатов в виде условных знаков. Еще одним способом развития обобщения служит для ребенка «проживание» различных ситуаций, так называемый «пропуск через себя». Взрослый рекомендует ребенку выражать впечатление от музыки при помощи движений. Интересно то, что во время данной игры имеется возможность наблюдения за тем, что конкретно выделяет ребенок в сценарии. Это позволяет экспериментировать над действиями в сценах, постоянно изменяя и проигрывая заново, проверять различные закономерности.
Выделяется две группы способностей, которые важны для детского развития: символизация и моделирование. Действия наглядного моделирования лежат в основе развития познавательных способностей дошколят. К символизации относится такой прием, как замещение. Оно характеризуется игровым использованием и употреблением предметов. Замещение – одна из важных характеристик сюжетно-ролевых игр, соответственно и театрализованной игры.
В работе педагога используются несколько основных методов театрализованной деятельности :
1. Чтение воспитателя наизусть или по книге. Является дословной передачей текста от взрослого к ребенку. Воспитатель сохраняет «язык» автора, а именно, те слова и выражения, которые им используются. Оттенки мыслей писателя воздействуют на ребенка, на его мысли, чувства, действия.
2. Рассказ, как более свободная передача текста от взрослого к ребенку. Соответственно, могут быть добавлены эмоции воспитателя, небольшая интерпретация рассказа, при этом, внимание детей, как правило, приковывается больше.
3. Инсценирование. Вторичное ознакомление с художественным произведением. Более интересен для детей, т. к. при этом методе дошкольники могут «прочувствовать» образ.
4. Заучивание. Способ передачи произведения, который не всегда подходит для дошкольников по возрасту (характерен для старшей группы, но во многих случаях выигрышно смотрится на открытых мероприятиях.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить несколько особенностей при работе с детьми театральной деятельностью для педагога :
- подбирая материал для театрализованного действия необходимо опираться на возраст ребенка. Соответственно, методы используемые педагогом могут рассматриваться разные для разной возрастной периодизации;
- теоретическое усвоение. Основные термины и понятия театрального искусства лучше знакомить при помощи практики: во время работы над песней, проведения игры, посещения театров, музеев и т. д. Не требуется того, чтобы дети заучивали термины наизусть, стоит лишь добиться того, чтобы они понимали, о чем идет речь, расширяли свой словарный запас. Так же в этом случае советуется использовать вопросы, ребусы, кроссворды, загадки и головоломки, при всем этом они вызывают у детей положительные эмоции;
- на занятиях театрализации необходима постоянная смена деятельности, иначе деятельность не будет интересна детям;
- педагог при этой деятельности с детьми должен быть им другом, стоять с ними на ровне, иначе дети не будут доверять, в общении будет присутствовать стеснение, зажимы, постоянное «не хочу»;
- в деятельности детей должна быть постоянная смена ролей и героев для более полного понимания себя;
- деятельность должна проводиться постепенно, с учетом систематизации, включать в себя как можно больше различных форм;
- содержание должно решать воспитательные и образовательные задачи, развивать различные действия, использовать способы развития детской инициативы.
Таким образом, театрализация оказывает большое влияние на развитие личности ребенка, на изменение чувств, эмоций, действий, воли, памяти, а так же различных навыков.
Литература
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. - М., ТЦ Сфера, 2013. – 235 c.
2. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. —М. : Наука, 1996. – 246с.
3. Карпинская Н. С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. - М., 1972. – 132 с.
4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2014– 214с.
5. Микляева Н. В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ. -М. : Айрис-пресс, 2015. – 342 с.
6. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977 – 235с.
7. Юрина Н. Н. Театрализованная деятельность в детском саду // Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М., 2012.