Екатерина Борисовна Баннова
Особенности сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности сюжетно-ролевой игры
1. Основные понятия сюжетно-ролевой игры
2. Ролевая (бессюжетная) игра
3. Игра-драматизация
4. Режиссёрские игры
1. Основные понятия сюжетно-ролевой игры: тема, содержание, вообра-жаемая ситуация, сюжет, роль.
Тема и содержание - отображаемая в игре область действительности.
Воображаемая ситуация - образ игры, ее модель, возникающая в ре-зультате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия.
Публикация «Особенности сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
Сюжет - последовательность воспроизводимых детьми действий, событий, отражающих тему и конкретизирующих содержание игры.
Роль - игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации.
Тема, содержание, воображаемая ситуация и роль претерпевают изменения на протяжении всего дошкольного возраста.
2. Ролевая (бессюжетная) игра возникает как результат развития вообра-жения, способности к подражанию взрослым, различным животным, машинам. В таких играх воспроизводится не столько усложняющаяся последовательность действий, сколько сам образ объекта подражания. Поэтому в ролевых играх у малышей действия однотипны (собака лает, паровоз гудит, машина урчит). На основе ролевого подражания возникают игры-грезы, игры-фантазии.
3. Игра-драматизация представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, как это имеет место в театральной пьесе, а служит лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация.
Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. В этом смысле буквальное воспроизведение детьми сказки, стихотворения, чтение литературного текста по ролям, участие в созданной взрослыми литературно-музыкальной композиции в строгом значении этого слова не есть игра. В то же время инсценировка той же сказки или отрывка из любимой книги (даже если текст передается дословно) будет игрой в той мере, в какой дети смогут свободно, са-мостоятельно, в собственной интерпретации передать взаимодействия и отношения героев.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения для других. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Игры-драматизации дошкольников в основном воспроизводят жизненные впечатления по сценарию, созданному взрослыми или с их помощью. Эти игры полезны для развития воображения и образной, выразительной речи.
В среднем и старшем дошкольном возрасте наряду с произведениями народного фольклора и художественной литературы инсценируются сюжеты кино- и телефильмов.
Элементы драматизации помогают детям совершать воображаемые пу-тешествия в историю.
4. Начиная с дошкольного возраста (и до подросткового) распространены режиссерские игры, в которых ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников: за зверей в I зверинце, автомашины, трамвай, пешеходов на улице, героев придуманной страны и т. д.
Режиссерские игры могут быть и групповыми: каждый ведет какие-либо игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. В таких играх накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.