Виктория Манакова
Психокоррекционные возможности сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста. В ряду важнейшей психологической функции игры выступает её психокорректирующая функция. Процесс коррекции в игре происходит естественно.
Почти в каждой группе детского сада, в семье встречаются хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. В дошкольном возрасте изучение агрессивности носит большую ценность, так как это черта находится в стадии своего становления и своевременное вмешательство специалистов может существенно повлиять на её устранение.
Темочки:
Проблема нахождения способов коррекции детской агрессивности с помощью игровой деятельности является весьма актуальной и носит практический характер.
Объектом нашего исследования стало агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предметом исследования – использование сюжетно-ролевой игры для снижения агрессии у детей 4-5 лет.
Цель исследования – коррекция агрессивного поведения дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование сюжетно-ролевой игры в коррекционных целях позволит снизить проявление агрессивность у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме коррекции детской агрессивности с помощью сюжетно-ролевой игры.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения дошкольниками.
3. Подобрать и провести комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на коррекцию детской агрессивности.
4. Определить эффективность проделанной работы.
В работе мы использовали следующие диагностические методы: опросник «Ребенок глазами взрослого» (воспитателя, тест «Сказка», графическая методика «Кактус».
Формирующий эксперимент проходил на базе детского сада «Ручеек» г. Великие Луки. В нем приняли участие 20 дошкольника средней группы, которые в случайном порядке были разделены на контрольную и экспериментальную группу по 10 человек в каждой.
С целью выявления детей, склонных к агрессивному поведению нами был использован опросник для воспитателей, который показал, что наиболее выраженными и в контрольной и в экспериментальной группах оказались следующие признаки агрессивности: внешнее проявление агрессии, особенности проявления гуманных чувств, чувствительность к помощи взрослого, а также чувствительность к агрессии других.
Менее всего оказались выраженными в обеих группах такие показатели агрессивного поведения как: неупорядоченные проявления и дополнения, агрессия направленная на себя, на животных и реакция на ограничения. Это свидетельствует о том, что дети 4 – 5 лет не склонны причинять ущерб себе или животным в состоянии гнева и с трудом успокаиваются, если в состоянии агрессии взрослые активно пытаются их успокоить.
Данная методика позволила также определить и общий уровень агрессивности дошкольников путем суммирования набранных баллов по признакам агрессивного поведения. Так было установлено, что в двух группах больше всего детей с низким уровнем агрессивности (70%, средний уровень проявился у 20% дошкольников, а высокий у 10%, очень высокий уровень не был выявлен.
С помощью проективной методики «Сказка» был определен уровень агрессии ребенка в вымышленных ситуациях Было выявлено, что 30% дошкольников из обеих групп проявляют высокий уровень агрессии в трудных ситуациях. Средний уровень проявился у 50% детей из контрольной группы и у 40% - из экспериментальной. Низкий уровень агрессии оказался у 20% опрошенных из контрольной группы и у 30% из экспериментальной.
Изучение интенсивности агрессии у детей показало, что высокий уровень интенсивности в проявлении агрессии имеют 10% детей из контрольной и столько же из экспериментальной группы. Средний уровень интенсивности в проявлении агрессии был определен у 50% дошкольников контрольной группы и у 40% детей экспериментальной. 40% респондентов контрольной группы и 50% экспериментальной имеют низкий уровень интенсивности агрессии.
Математико-статистическая обработка данных, проведенная с помощью t-критерия Стьюдента и критерия углового преобразования Фишера, показала, что в проявлении агрессивного поведения у дошкольников контрольной и экспериментальной группы до эксперимента нет достоверных различий.
На коррекционном этапе в качестве инструмента для работы была выбрана сюжетно-ролевая игра.
Психокоррекционная работа проходила в три этапа:
На первом этапе работы с агрессивными детьми подбирались такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. На этом этапе использовались игры на отреагирование физической и вербальной агрессии, а также игры способствующие выходу гнева, снятию эмоционального и мышечного напряжения.
Второй этап работы начинался после полного отреагирования гнева и заключался в обучении навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Сюда вошли игры на саморегуляцию поведения и формирование сознательного контроля агрессии.
Целью третьего этапа было формирование способности у ребенка эмпатии, доверия, сочувствия и сопереживания. Здесь использовались игры, способствующие формированию социально одобряемых способов выражения агрессии и гнева.
Занятия проводились 2 - 3 раз в неделю, во второй половине дня продолжительностью 15 - 20 минут, в зависимости от желания детей.
С целью определения эффективности разработанного коррекционного комплекса сюжетно-ролевых игр нами было проведено повторное диагностическое исследование, которое выявило значимые изменения в показателях агрессивности только у детей из экспериментальной группы.
Выявление признаков агрессивного поведения у дошкольников показало, что после проведения экспериментальной работы достоверно менее стали выражены вегетативные и внешние признаки агрессивности. Такие показатели агрессивного поведения как чувствительность к помощи взрослого, к агрессии других и присутствию других значительно снизились.
До эксперимента у детей наблюдалась выраженность недостаточности в проявлении гуманных чувств. После участия в игровых занятиях произошло существенное изменение, что говорит о том, что дети стали более внимательными и доброжелательными друг к другу.
Достоверно уменьшились показатели по таким шкалам как: агрессия направленная на сверстников, агрессия направленная на взрослого, вербальная агрессия и агрессия в виде угрозы.
Определение общего уровня агрессивности дошкольников, по результатам наблюдения воспитателя показало (демонстрационный материал №8, что увеличилось количество детей с низким уровнем. Достоверных изменений не произошло, но положительная тенденция можно увидеть на рисунке 7.
При изучении агрессии детей, участвующих в сюжетно-ролевых играх, также наблюдается положительная динамика. Высокий уровень агрессии выявленный до эксперимента у 30% дошкольников после коррекционной работы ни у кого не проявился. Уменьшилось количество детей со средним уровнем агрессии и значительно увеличилось с низким.
Повторное изучение интенсивности агрессивных проявлений с помощью графической методики «Кактус» показало (демонстрационный материал №10, что на 40% стало больше детей с низким уровнем (. Средний уровень интенсивности агрессии, выявленный до эксперимента у 40% дошкольников, теперь оказался только у 10%. Высокий уровень вообще отсутствует.
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование показало, что применение в воспитательном процессе с детьми среднего дошкольного возраста сюжетно-ролевых игр, направленных на снятие напряжение и выход отрицательных эмоций, на обучение приемам саморегуляции поведения и формирования сознательного контроля агрессии, а также способствующих формированию социально одобряемых способов выражения раздражения и гнева будет способствовать снижению агрессивных форм поведения, что подтверждает гипотезу нашего исследования.
Спасибо за внимание!