Ирина Мироновская
Особенности сенсорного развития (зрительного восприятия цвета, формы и величины) детей с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
На основании исследования ученых (М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, С. Я. Рубинштейн и др.) к умственной отсталости относятся те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) учитываются при диагностике умственной отсталости.
Публикация «Особенности сенсорного развития (зрительного восприятия цвета, формы и величины) детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это развитие, при котором страдает не только интеллект, но и все высшие психические функции (восприятие, память, внимание, воображение, речь, эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.
К основным особенностям психического развития детей – олигофренов относятся: несформированность высших форм познавательной деятельности (анализа, синтеза, обобщения, абстракции); конкретность и поверхностность мышления; замедленное развитие речи; незрелость эмоционально-волевой сферы.
Психика умственно отсталого ребенка представляет собой своеобразную систему, дефектность которой обусловливает различные отклонения протекающих психических процессов. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, в новых впечатлениях. Развиваясь, познавательная потребность в дальнейшем является побудительной силой всего психического развития ребенка. У умственно отсталых детей познавательная потребность в новых впечатлениях значительно ослаблена. Исследователи отмечают, что у умственно отсталых детей на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития и атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные представления об окружающем.
При умственном недоразвитии нарушена первая ступень познания – восприятие. Восприятие умственно отсталых детей страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей.
Полученные материалы исследования по проблеме зрительного восприятия умственно отсталых детей, позволили говорить о том, что под влиянием специального обучения у детей с недостатками умственного развития улучшаются не только мышление и речь, но и другие психические процессы, в частности зрительное восприятие, хотя проведенная работа специально не была направлена на коррекцию дефектов сенсорики.
Изучая проблему восприятия умственно отсталых детей, ученые направили свое внимание на выявление особенностей зрительного восприятия и на определение путей, способствующих развитию у детей цвето- и форморазличения, пространственного анализа и пространственной ориентировки, пониманию сюжетных картин. Этот новый подход предполагал специальную организацию педагогической работы с детьми, имеющей своей целью коррекцию недостатков их восприятия.
К особенностям сенсорного развития у детей с умственной отсталостью относится замедленность зрительного восприятия объектов. Этим детям нужно более длительное время, чтобы узнать знакомый объект. Это связано с характерной для умственно отсталых детей замедленностью процессов анализа и синтеза, обусловленной существенным понижением подвижности корковых процессов.
Специальные исследование обнаружили, чтобыстро обозревая окружающую обстановку, умственно отсталые дети дифференцированно воспринимают меньше объектов, чем нормально развивающиеся. Это мешает им быстро знакомиться с находящимися в поле зрения предметами, узнавать их и выделять из их числа наиболее значимые для пристального рассмотрения.
Детям с недостатками умственного развития свойственна узость зрительного восприятия. Это уменьшает возможности умственно отсталых детей обозревать окружающее их пространство.
Особенностью зрительного восприятия умственно отсталых детей является его недостаточная дифференцированность: они не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки, присущие окружающим объектам, объект воспринимают глобально, без выделения характерных для него частей, пропорций и своеобразия строения. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов, соотносить цвета, плохо запоминают их названия. Малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми». Четырех-пятилетние дети с умственной отсталостью часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.
Основной причиной нарушения цветоразличения у умственно отсталых детей является отклонение в познавательной деятельности, хотя главную роль играет понижение цветовой чувствительности. Установленное экспериментальным путем повышение цветовых порогов у детей с недостатками умственного развития объясняется не особенностями восприятия, а тем, что в активном словаре детей отсутствуют названия многих цветовых оттенков. Дети замечают тот или иной цвет, но называют тогда, когда он становится достаточно насыщенным. Если дошкольник пытается назвать различаемый им слабонасыщенный оттенок, то он используют своеобразные определения. Например, ненасыщенный синий цвет оказывается у него «сине-зеленоватым» или «зеленовато-желтым». В других случаях он использует выражения «не такой», «они разные». Часто дети путают и сами названия, например, фиолетовый цвет называют оранжевым, оранжевый - сиреневым и т. п. Неточное распознавание детьми цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает их возможности познания окружающего мира. При обозрении пространства они воспринимают объекты, лишенными тонких цветовых различий.
Малодифференцированное отражение предметного мира в сознании умственно отсталых детей проявляется в своеобразии узнавания объектов и явлений. Для них свойственно обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое внешнее сходство.
Недифференцированность зрительного восприятия умственно отсталых детей отчетливо прослеживается при описании ими рассматриваемых знакомых объектов. Например, дошкольникам показывают карандаш и предлагают сказать, что они видят. Дети называют предмет и считают свой ответ исчерпанным. Когда их побуждают к дальнейшему рассматриванию, они говорят о цвете и использовании карандаша, но не отмечают его свойства: толщину, длину, наличие граней, заточенность с одного конца, не обращают внимания на надпись на одной из граней. Это объясняется бедностью словарного запаса умственно отсталых детей, об инактивности их познавательной деятельности, неумении рассмотреть объект, видеть его разноаспектно, выделить специфические для него особенности.
Особенность сенсорного развитияумственно отсталых детей- неумение приспосабливать свое зрительное восприятие к измененным условиям. Если предметы, обладающие четко выраженным верхом и низом, предъявляются детям перевернутыми на 180°, то они воспринимаются ими как другие объекты. Изображенные на картинке блюдце с чашкой узнаются как гриб, шляпа - как кастрюля. Дети не замечают существенных деталей - ручка у чашки или лента на шляпе, которые могли бы побудит их к изменению ответов. Представления детей лишены своеобразия и в общих чертах воссоздают воспринимаемый объект. Назвав один из предметов, дети переходят к другому, не проявляя никакого стремления рассмотреть предмет более внимательно, что-либо добавить к сказанному или уточнить.
Умственно отсталые дети ошибаются в опознании предмета и называют изображенные объекты неправильно. Это объясняется их низким уровнем познавательной деятельности. Обнаруживаются затруднения в дифференциации общего, особого и единичного, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения.
Таким образом:
1. Главным недостатком в развитии сенсорных функций умственно отсталых детей является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормально развивающимися детьми. Этим детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (предмет, цвет, форму, картину). Замедленность восприятия усугубляется тем, что из-за умственного недоразвития дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами, поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. У детей имеющих интеллектуальную недостаточность отмечается узость объема восприятия : они выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важной для общего понимания материал. Характерным для этих детей является нарушение избирательности восприятия. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.
2. Для умственно отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. В дошкольном возрасте эти дети не различают правую и левую сторону. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года, позже начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.
3. Зрительное восприятие детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется рядом своеобразных особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его, поэтому с этими детьми необходимо проводить систематическую работу по развитию цвето- и формовосприятия и цвето- и форморазличения.