Вера Махорина
Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и упражнения для коррекции нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
В группах для детей с общим недоразвитием речи, как во всех группах компенсирующего типа, существуют 2 направления работы воспитателя — коррекционно-развивающее и общеобразовательное, при чем первое является ведущим.
НОД по развитию речи в старшей и подготовительной к школе группе проводится в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется ознакомление детей с окружающим, уточнение и активизация словарного запаса, а также совершенствование связной речи.
Публикация «Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и упражнения для коррекции нарушений» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка.
Всякого рода пояснение, указание даются ребенку в ограниченном объеме, с учетом его умственно развития и интереса. Взрослый не только просит повторить определенный звук, но и показывает как это сделать, используя словесные объяснения и включая в работу артикуляционную гимнастику.
Обучение новому звуку и закрепление его в слове, в связной речи, одновременно упражняясь в произношение изолированного звука, используя игровые приемы в звукоподражании. Когда подражание целому слову безуспешно, мы выделяем неправильный звук и обучаем ребенка произношению этого звука. В трудных случаях работаем над каждым из элементов звука (над артикуляцией, выдохом, звучанием) без резкого разрыва одного с другим, а затем объединяем их в звук и включаем в звукоподражанием, слова, затем в предложения. На ряду с этим очень полезно проводить игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха. По заданию взрослого дети находят звук в именах, названиях предметов, придумывают слова с этим звуком. Надо прочно закрепить вновь выученный звук, а затем переходить к работе над другими звуками. Одновременно с закреплением правильного произношения у ребенка воспитывается отрицательное отношение к своим недочетам, по средствам тормозных раздражителей: «неправильно», «не понятно сказал», «повтори» и. т. д. Но данные приемы использую в работе не часто, особенно в отношении обидчивых и нервных детей, а также стараюсь не поправлять в момент эмоционального возбуждения. Чаще использую приемы поощрение, одобрение, похвалу. Если ребенок продолжает смешивать вновь усвоенный звук (например, «Ш» и «С», то необходимо поупражняться в произношение такого текста, в котором встречаются оба этих звука. Например, после усвоения звука «Ш» (раньше звук «Ш» заменялся звук «С») произносится стихотворение, в котором имеются звуки «Ш» и «С» (Наша армия сильна, охраняет нас она,
Наши славные бойцы — патриоты, молодцы,
Наш народ спокойно спит: армия его хранит)
в некоторых случаях требуется работа по упорядочению употребления уже имеющихся у ребенка звука (устранение перестановок, пропусков, замен звуков и слогов, например, «скаровода» вместо «сковорода», «ралиса» вместа «Лариса», «кобаса» вместо «колбаса»). Такие недостатки устраняются медленным произношением вслед за взрослым, иногда по слогам, под такт (например, хлопки, постукивания карандашом, а с детьми 6-7 летнего возраста используется звуковой анализ слова. Но, если все попытки улучшить речь ребенка не приводят к успеху, обращаюсь за помощью логопеда и выполняю все его рекомендации, закрепляю уже сформированными звукопроизносительными навыками, для отработки дикции, для развития речи.
Слоговые цепочки и рифмованные строчки способствуют также развитию слухового внимания, речевого слуха, памяти (ребенок должен повторить в след за взрослым звук «С» такое количество раз, например (са-са — вот оса). Могут быть использованы с целью выделения ударных слогов для выработки речевого дыхания. При коррекции звукопроизношения увеличение насыщенности речевого материала нужным звуком;расширения знаний и представлений об окружающих предметах и явлениях, выявления связей между ними;установление логических и причинно-следственных зависимостей ( высшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение);расширение пассивного и активного словаря, коррекция и развитие грамматического строя речи;отрабатывать предложено-падежные конструкции, согласование с другими частями речи;кроме того в игровой, облегченной рифмовкой форме, дается установка на речь фразы, а так как все фразы связаны между собой элементарный связанный рассказ, то есть уже на ранних этапах работы над речью идет подготовка к владению другой высшей формой устной речи — самостоятельному высказыванию. Решение этих задач, в свою очередь способствует развитию языковому чутью и усвоению основных языковых закономерностей.
Ритмические строчки создают положительный эмоциональный настрой, легко запоминаются, и дети часто повторяют их вне занятий, просто потому, что они вспомнились, начинают сами экспериментировать со словами и фразами: ор — ор — красный помидор. Прошу ребенка повторить эту строчку, используя другие слова (ор-ор — сочный помидор, ор-ор — вкусный помидор).
Речевой материал расположен по принципу классификации звуков в порядке возрастания их сложности : свистящие звуки С, З, Ц, шипящие звуки Ш,Ж,Ч,Щ, соноры Ль,Л, Ррь, Р. Примерно в этом порядке ребенок овладевает звуками, кроме мягкого звука Ль — он появляется в речи ребенка раньше всех этих звуков. После того как ребенок усвоил правильную артикуляцию звука, например звук С, научился произносить звук в словах и слогах, перехожу к отработке звука в чистоговорках:
«ты не бойся: это гусь,
я сама его боюсь»
ребенок произносит четко за взрослым чистоговорку. Во время работы над звукопроизношением в чистоговорке можно предложить ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук «С», при чем звук произносится утрированно.
Затем даю задание детям, чтобы они придумали слова, чтобы звук «С» находился в начале слова, в середине, в конце. При выполнении задания «отгадай загадку», «подскажи словечко» найденное слово может быть использовано для упражнений в нахождении места звуков в слове, для обучения ребенка деления слов на слоги либо для звукового анализа.
После этих упражнений переходим к отработке звука в потешках и скороговорках. Заучивать скороговорки нужно в замедленном темпе, взрослый должен четко произносить все звуки в словах.
Скороговорки построены на сочетании звуков трудных для произношения, чаще всего насыщены одинаковыми звуками. Он с успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционный аппарата (улучшение подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти) для правильного произношения звуков и фраз и их дифференциации, для отработки внятной речи, но и в качестве упражнений для тренировки совершенствования голосового аппарата.
В своей работе использую сюжетные картинки «В лесу», «За столом». По этим картинкам провожу различные виды работ над звуком, например, внимательно рассмотреть картинку «За столом» и назвать только те предметы, в названиях которых есть звук «С» и звук Ч». в своей работе использую игры, направленные на развитие речи у детей.
Комплекс дидактических игр по развитию речи у детей дошкольного возраста.
Игра «Отгадай-ка»
Задача:
развивать умения описывать по предложенному плану, не глядя на него
знакомиться с экзотическими растениями
Оборудование: растения находятся на обычных местах в группе
Педагог предлагает выбрать одно растение, описать его так, чтобы дети догадались, что это за растение. Напоминает последовательность описания: есть ли ствол и ветки;какие они;описать лист;форму листа;поверхность;окраску;плоды.
Игра «Четвёртый лишний»
Задачи:
развивать творческое воображение, логическое мышление, связность речи
учить прислушиваться и принимать мнения товарищей
совершенствовать способность рассуждать
закреплять умение классифицировать предметы по определенному признаку
Оборудование: 4 картинки с изображениями предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию, фишки
Положите перед ребенком 4 картинки с изображениями предметов. Дать задание — определить «лишнюю» т. е. не подходящую к остальным картинку.
Если выбор сделан правильно, ребенок получит фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными:стол, стул, кровать и чайник, лошадь, кошка, собака и щука, елка, береза, дуб и земляника, огурец, репа, морковь, заяц и. т. п. Не удивляйтесь, если ваш ребенок не все задачи решит правильно, постарайтесь выслушать и понять его обоснования. Вполне возможно, что малыш не догадается убрать зайца и оставить вместо огурца репу и морковь, так как более важной ему покажется связь зайчика с морковкой. Подскажите правильный ответ: «Огурец, репа и морковь — овощи, они растут на огороде. А заяц — не овощ, поэтому надо его убрать». Если ребенку трудно словесно объяснить свои действия, не настаивайте на этом. Сами называйте обобщающие слова, помогайте ребенку ориентироваться в мире логических понятий.
Игра «Дома зверей»
Задачи:
формировать умения сопоставлять изображения по размеру, подбирать соответствующие
развивать логическое мышление, творческое воображение детей
Оборудование: изображения 6 зверей, различающихся по величине. Например: слон, медведь, волк, заяц, еж и мышь;рисунки должны быть одинакового размера, кроме того, для зверей потребуются дома — 6 листов бумаги разной величины (например, квадраты, стороны которых равны 17, 15, 13, 11, 9 и 7 см).
Разложите дома по порядку — от большего к меньшему и предложите ребенку расселить зверей по подходящим для них домам. Правильность выполнения отмечают сами дети, объясняя свой выбор.
Игра «Кто же оказался в избушке»
Задачи:
упражнять в подборе слов названия насекомых, в которых 2-3 слога;слов, в которых ударение падает на 1-ый, 2-й слог;
закрепить знания о насекомых;
активизировать словарь с названиями насекомых.
Педагог сообщает, что в сказочную избушку на курьих ножках, без окон и дверей, сумели проникнуть насекомые: вначале это были те, в названиях которых два слога (муха, оса, комар, а затем те, чьи названия состоят из трёх частей (бабочка, муравей, стрекоза). Следом за ними — насекомые, чьи названия имели в первой части ударение (муха, бабочка, во второй части ударение слышалось в названиях насекомых (комар, паук).
Сообща проводится анализ всех ответов и предлагается придумать краткий сказочный сюжет про дальнейшее действия насекомых, оказавшихся в избушке.
Ига «Помоги малышам».
Задачи:
развивать связную речь, умение классифицировать животных;
учить различать животных по внешнему виду, повадкам,
уметь группировать их; диких и домашних, хищных и травоядным, взрослых и малышей, птиц, зверей и рыб и т. д.
Оборудование:рисованные или игрушечные изображение животных домашних и диких, хищных и травоядных,взрослых и малышей. Прикреплённые к резиновым кольцам так,чтобы дети могли надеть их на запястье или предплечья.
Покажите детям изображение взрослых животных и их детёнышей (домашних и диких).Каждый выбирает двух резиновых животных. Предложите детям познакомить со своими животными; надев картинки или игрушки на руки, дети имитируют звуки, движения, повадки животных.
Задачи — всем детенышам найти своих родителей. Взрослые — звери и птицы, идут по кругу, подзывая на своем языке малышей, которые подходят к родителям, когда те проходят мимо них. Каждая семья образует свой кружок и имитирует звуки и повадки животных, которых она представляет. Если кто-то попал в чужую семью, наблюдающие за игрой дети обнаруживают это.
Игра «Где я живу»
Задачи:
учить свободно использовать свои знания о родном городе (селе, его своеобразии, достопримечательностях, основных отраслях производства;
формировать желание как можно больше узнать о своей Родине, воспитывать чувство любви к ней и гордости за нее;
развивать связную речь детей.
Оборудование: художественные открытки или рисунки детей, изображающие город, село, где живут дети; картинки с изображением ведущих предприятий;магнитофонная запись (песни о родном городе (селе).
Звучит песня о родном городе. Детям показывают картинки с изображением всех товаров, которые производятся местной промышленностью. Просят вспомнить все, что они знают о родном городе (селе). Предлагают представить себя взрослыми и решить, где бы они хотели работать. Просят рассказать об этом так, чтобы и другим захотелось работать там же. Проводится конкурс рассказов: побеждает тот, кто интереснее других расскажет о своем городе, придумает больше вариантов — как ему быть полезным для общества.
Игра «Сложные слова»
Задачи:
учить и образовывать сложные слова путем слияния 2-х основ.
Оборудование: картинки с различными изображениями.
Педагог начинает предложения, а дети заканчивают.
Рыбу ловит — рыболов.
Пчел разводит — пчеловод.
Сам летает — самолет.
Лес рубит — лесоруб.
Игра «Цепочка слов»
Задачи:
упражнять в определении первого и последнего звуков в словах
Оборудование: карточки с предметными картинками (карандаш, шкаф, флажок, куст, топор, ракета, автобус, сук, ключ, чайник, ананас, кошка, сом, мак, крокодил, лук). На столе у детей лежат карточки (одна на двоих, у педагога карточке с изображение карандаша.
Педагог. Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова «карандаш». Следующим звеном цепочки будет слово, начинающаяся с того звука, которым заканчивается слово «карандаш». Кто из вас найдет слово с таким названием у себя на картинки — подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и произнесет слово, так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Когда будет выложена вся цепочка, педагог предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, выделяя голосом первый и последний звук в слове.
Литература
1. О. С. Рудик Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности
2. Г. А. Османова, Л. А. Позднякова Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков
3. В. Цвынтарный Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем
4. О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова Скажи по-другому