Евгения Разумова
Особенности работы воспитателя с детьми в вечернее время по заданию учителя-логопеда в коррекционной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности взаимосвязи работы логопеда
и воспитателя в группе для детей
с нарушениями речи
Презентацию подготовили:
Воспитатель первой категории :
Разумова Е. В.
ДОУ №9 «Незабудка»
Направления взаимосвязи логопеда и воспитателя :
• развитие лексико-грамматического строя речи;
• развитие фонетико-фонематического слуха;
• развитие общей и мелкой моторики;
• выработка артикуляционной моторики;
• работа над связной речью;
• развитие общих речевых навыков;
Публикация «Особенности работы воспитателя с детьми в вечернее время по заданию учителя-логопеда в коррекционной группе» размещена в разделах
• работа по обучению грамоте.
Формы совместной работы логопеда и воспитателя :
• совместное комплексно-тематическое планирование
• обмен информацией, обсуждение достижений детей
• личные контакты, беседы
• консультирование педагогов по результатам диагностических исследований, консультирование по личностным затруднениям (чаще всего это вопросы, связанные с методами коррекции)
• практические семинары, медико – педагогические советы,открытые просмотры занятий (взаимные посещения логопед-воспитатель)
• совместная подготовка ко всем детским праздникам, ведение совместной документации (тетради взаимодействия)
• оформление методических копилок, памяток, родительского уголка
Условия положительного влияния взаимодействия воспитателя и логопеда :
Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя- логопеда и воспитателей.
Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии:
• тесной взаимосвязи логопеда и воспитателя;
• единство требований, предъявляемых детям;
• совместное лексико-тематическое планирования работы;
• формирование единого речевого режима (правильная речь сотрудников, создание условий для
расширения речевой активности детей, создание коррекционно- развивающей речевой среды).
Содержание совместной работы логопеда и воспитателя :
Совместная работа логопеда и воспитателя осуществляется на основе рекомендаций, изложенных в тетради взаимодействия логопеда и воспитателей группы.
Содержание работы раскрывается по трё м разделам:
1. Логопедические пятиминутки: предлагаются игры по изучаемой лексической теме, с указанием цели, направленные на развитие всех компонентов речи;
2. Игры и упражнения: подвижные игры, которые могут использоваться, как динамические паузы;
3. Индивидуальные занятия: включают общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по всем разделам программы, усваиваемым детьми с наибольшим трудом.
Коррекционные задачи воспитателя :
1. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
2. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. 5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
3. Формирование связной речи.
4. Закрепление навыков чтения и письма.
5. Развитие правильного речевого дыхания.
6. Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания. Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка.
7. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
8. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков, а также систематический
контроль над грамматически правильной речью.
Направления коррекционной работы воспитателя :
1. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.
2. Занятия по программе ДОУ (и в соответствии с календарным планом логопедической работы).
3. Коррекционная работа вне занятий : во время режимных моментов, самообслуживания,
хозяйственно-бытового труда, и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и
развлечениях.
4. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется 3-5 раз в течение дня
5. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
6. Корригирующая гимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы
выполняется ежедневно после сна.
Артикуляционная гимнастика:
Новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания. Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Это дает ребенку возможность, ориентируясь на образец взрослого, контролировать качество собственного выполнения. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день.
Пальчиковая гимнастика — выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
«Пальчиковые игры» – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Выполняя и ребенком несложные игры с пальчиками, рифмованные тексты-подсказки можно не только проговаривать, но и припевать используя простейшие мелодии.
Коррегирующая гимнастика :
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета». В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы Коррегирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно- оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна с целью постепенного пробуждения детского организма.
Индивидуальные занятия по заданию логопеда :
Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, - то сложить по образцу разрезанные картинки.
Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные рабочие тетради тех детей, с которыми он занимался (для повторения дома) .
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми.
Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половины дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до ужина. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя.
Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми.
Структура индивидуального занятия по заданию логопеда :
• Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения
• Упражнения и игры на развитие мелкой моторики • Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук)
• Повторение лексико-грамматических упражнений ( например: согласование числительного с существительным — «5 книг», изменение окончаний в падежных конструкциях — «Нет чего? — Встали, подошли к чему? -к столу и т. д.» • Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов
Физкультминутка.
• Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (звуко-слоговой
анализ и синтез)
Коррекционная работа воспитателя в повседневной жизни:
Коррекционная работа вне занятий — проводится во время режимных моментов,
самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках,
экскурсиях, в играх и развлечениях. Раздевалка, умывальная комната, спальня, уголок
природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка – это широкая
наглядная база для формирования словарного запаса у детей.
В течение дня воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять
новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь. Идет
обогащение и активизация словаря, ребенок упражняется в грамматически правильном
оформлении предложений. Иногда работа воспитателя предшествует логопедическим
занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для
формирования правильной речи.
В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы.