Наталья Ковровская
Особенности работы с детьми раннего возраста по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
На третьем году жизни у ребёнка интенсивно развивается речь. Ребёнок пробует самостоятельно выступить инициатором общения. Он пытается рассказать, что увидел, куда ходил и придумывает новые слова, которых нет в речи взрослых. В среднем рост словаря ребёнка в период от двух до трёх лет увеличивается в 4-5 раз.
Темочки:
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети этого возраста овладевают умением слушать несложные рассказы, выполняют простые словесные поручения. Начинают повторять за взрослым целые фразы. Малыш в своей речи отражает принадлежность предмета кому-либо «Мой шарфик», «Танин мяч». Осваивает временные отношения: сначала, потом, сегодня, там. Ребёнок осваивает не только название предмета, а пытается найти в нём части, ярко выраженные свойства, качества (у машины колёса, груша - жёлтая, сладкая, её можно есть).
Но речь ещё очень несовершенна.
Ребенок часто путается в согласовании слов в предложении, допускает ошибки в падежных окончаниях, заменяет сложные звуки на более простые.
Темпы развития речи детей неодинаковы. Одни начинают говорить рано и правильно произносят слова. Другие говорят мало, но речь хорошо понимают. Но, если ребёнок к трём годам не заговорил, то нужно проконсультироваться с логопедом.
Развитие речи имеет огромное значение для умственного развития и социальной адаптации. Воспитателю групп младшего возраста необходимо активно общаться с малышом, речь развивается только в постоянной практике. Разговаривать надо на уровне глаз ребёнка, это позволит ему чувствовать себя свободно.
Важно поддерживать интерес к общению со сверстниками. Общение детей позволяет включить в словарный запас слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.
Развитие речи ребё нка происходит в разных видах деятельности:в совместной с воспитателем, в организованной, в самостоятельной, в режимных моментах.
Основной формой работы является образовательная ситуация. В процессе образовательной ситуации у ребёнка накапливается познавательный опыт, обогащается словарный запас.
Воспитатель организует ситуации:
Наблюдения
Рассматривание предметов
Инсценировки с игрушками и всеми видами театра
Знакомство с потешками, произведениями художественной литературы
Занятия должны проходить в форме игры, быть яркими, увлекательными.
Ситуация общенияможет быть продолжением образовательной ситуации, но может возникать в связи с новыми обстоятельствами. Например: «Давайте познакомимся», когда в группу приходит новичок. «Расскажем Мише, где лежат наши игрушки»
Занятие-это итоговая форма работы по конкретной теме. Это обобщение познавательного и речевого опыта ребёнка.
Каждая предложенная тема должна быть спланирована с учё том:
Возрастных особенностей детей. Тем не должно быть много и они должны повторяться в течении года, но уже с усложнением. Использовать темы, предполагающие знакомство с миром предметов, т. к. для ребёнка раннего возраста наиболее понятны знания о предметах окружающего мира. Малыши не будут заниматься тем, что им неинтересно, тем, что не увлекло и не вызвало удивления и радости.
Изучение каждой темы начинают с накопления представлений о предмете, рассматривания предметов.
«Приходящая» только на занятия игрушка особенно привлекает детей. У опытного воспитателя всегда есть 1-2 кукольных персонажа, которые используются для сюрпризного момента. Демонстрационный материал, используемый педагогом на занятии, должен быть ярким, привлекательным, доступным к рассматриванию.
Речь воспитателя играет важнейшую роль в развитии речи малыша. Она должна быть чёткой, выразительной, неторопливой. Интерес воспитателя к тому, о чём рассказывает должен быть виден ребёнку, воспитатель должен активно участвовать в игре, увлекать малыша. Когда педагог делает что-то с удовольствием, малыш с радостью включается в игру.
Eсли мы хотим научить ребёнка грамматически правильной речи, то слова и фразы воспитателя должны быть продуманы и не могут быть случайными.
Огромное значение в развитии речи малыша играют пальчиковые игры в которых широко используются потешки. Взрослые начинают играть с малышом, когда он ещё совсем маленький. Сначала все движения взрослый показывает и делает руками малыша. Постепенно ребёнок осваивает движения и выполняет самостоятельно. Дети нашей группы с удовольствием делают пальчиковую гимнастику, быстро запоминают потешки. Такие занятия развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а следовательно помогают развитию речи.
Используя игровые приёмы, речевые игры, упражнения, пальчиковые игры воспитатель помогает ребёнку овладевать речью. К трём годам ребёнок начинает использовать предложения, отвечать на вопросы, рассказывать короткие стишки.