Юлия Магина
Консультация «Особенности профориентационной работы со слепыми и слабовидящими детьми в школе-интернате»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: педагог-психолог Магина Ю. М.
Введение
В настоящее время наблюдается становление рыночных отношений в стране и десятки миллионов людей нуждаются в экстренной социальной помощи, в защите и социализации.
Не являются исключением и инвалиды по зрению, которые остро нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи.
Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов» : инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства; инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность; имеют право на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности и т. д. Приняты законодательные акты об инвалидах и в России: «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г., «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995 г.) и многие другие.
Публикация «Консультация „Особенности профориентационной работы со слепыми и слабовидящими детьми в школе-интернате“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Темочки
В законодательстве инвалидам предусмотрены такие объёмы социальной помощи, которые являются недостаточными на сегодняшний день для обеспечения достойного и комфортного существования. Человек, лишённый зрения, вынужден заботиться о дополнительном заработке.
Задача специалистов, работающих с инвалидами по зрению, создать условия, в которых они смогут в максимальной мере, не смотря на свои физические и психические дефекты, проявить свои способности и будут жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе окружающих. А это можно сделать тогда, когда мы сумеем дать слепому или слабовидящему человеку возможность трудиться.
Трудовая деятельность станет средством адаптации и социализации незрячего человека в обществе, увеличит его степень независимости, даст возможность ему контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы, то есть, сможет послужить условием, когда инвалид сам будет в состоянии решать свои проблемы. Но для этого труд инвалида должен учитывать его интересы, его физические и психологические особенности, его способности и т. д. Поэтому изучение психологических особенностей инвалидов по зрению является важной задачей специалистов, сталкивающихся с такой категорией людей.
Проблема социально-трудовой адаптации детей с ОВЗ является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе.
В настоящее время наметилась положительная тенденция, которая говорит о том, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в общество, реализации их права жить, учиться, работать там, где им хочется, с учётом своих способностей. Все люди обладают теми или иными способностями в определенной степени. Наши дети не исключение.
Опираясь на выше рассмотренные факторы, можно определить следующие компоненты работы :
ЦЕЛЬЮ данной работы является разработка профориентационного профиля учащегося выпускного класса.
Цель исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих ЗАДАЧ:
1. Изучить теоретические основы психологических особенностей слепых и слабовидящих детей;
2. Рассмотреть особенности профориентационной работы со слепыми и слабовидящими детьми;
3. Разработать комплекс документов и методик для определения профориентационного профиля учащегося выпускного класса;
Практическая значимость работы заключается в том, что особенности профориентационной работы со слепыми и слабовидящими детьми, раскрытые в ходе экспериментальной работы, и составление профориентационного профиля учащегося выпускного класса, определяют основные направления профориентации в коррекционной работе с учащимися выпускного класса и могут быть использованы педагогами при организации специального обучения по профориентации.
1. Психологические особенности слепых и слабовидящих детей.
Первые попытки дать толкование психической деятельности слепых принадлежат французскому энциклопедисту Д. Дидро. Начало систематического обучения слепых послужило толчком к возникновению тифлопедагогики и одновременно стало объективной предпосылкой становления тифлопсихологии.
Первые попытки исследования психики слепых (вторая половина XIX в.) были проведены методом интроспекции. В это же время, первые эксперименты по исследованию ощущений, представлений, памяти А. А. Крогиуса, Г. И. Челпанова.
В России зарождение тифлопсихологии относится к 80-ым годам XIX в. Правда, идеи И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурского не нашли отражения в дореволюционной тифлопсихологии.
В середине 20-ых—начале 30-ых годов в России отмечают борьбу с биологизаторскими течениями в тифлопсихологии.
Учение о сложной структуре дефекта Л. С. Выготского—крупнейший вклад в становление дефектологии в России.
В послевоенное время в изучение психики слепых значительный вклад внесла М. И. Земцова. В работе «Пути компенсации слепоты» она обобщила весь накопленный к этому времени материал, сделала ряд принципиально важных выводов о влиянии слепоты на психическое развитие и закономерности компенсации возникающих отклонений, показала диалектику взаимоотношений двух основных факторов компенсации: биологического и социального.
Среди учёных, занимавшихся этой проблемой, нельзя не назвать таких как А. Г. Литвак, М. Е. Хватцев, Б. Г. Ананьев, А. В. Ярмоленко, А. И. Зотов, Ю. А.
Работая со слепыми и слабовидящими детьми в области профориентации, следует опираться на ранее полученные научные данные о психологических особенностях таких детей.
Существуют разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота на оба глаза, при которой полностью утрачиваются светоощущение и цветоразличение; практическая слепота, при которой сохраняется либо светоощущение, либо остаточное зрение, позволяющие в известной мере воспринимать свет, цвета, контуры и силуэты предметов.
Слепота у детей может быть врожденной и приобретенной. Врожденная слепота бывает следствием повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития или наследственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота наступает вследствие заболеваний органов зрения, заболеваний центральной нервной системы, опухоли мозга, осложнений после перенесенных инфекционных заболеваний, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга и глаз.
Процесс развития слепых детей подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие зрячих детей. Однако утрата зрения обусловливает некоторые особенности в развитии слепых детей. Они испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов и явлений визуального характера не воспринимаются слепыми.
Большие затруднения возникают у слепых детей в оценке пространственных признаков: положения, направления, расстояния, величины, формы объектов, движения предметов и т. д. Все это обедняет чувственный опыт слепых детей, затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при передвижении, гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций нарушается.
При отсутствии зрения наблюдается своеобразие ориентировочной реакции, особенно на звуковые раздражители. В отличие от зрячих детей у слепых ориентировочная реакция на звуки усиливается и продолжительно не угасает. Это объясняется тем, что при утрате зрения звуки являются очень важным фактором ориентировки слепых в окружающей действительности.
Процесс формирования сенсорного опыта у слепых детей замедлен и имеет свои особенности, требующие применения специальных коррекционно-педагогических средств воздействия.
Слепота обусловливает задержки в формировании движений, проявляющиеся, в частности, при занятиях физкультурой. Чтобы преодолеть этот недостаток, применяют специальные приемы, способствующие выработке у слепых детей навыков контроля своих движений на основе слуховых, кожных и двигательных ощущений.
У некоторых детей в связи с утратой зрения наблюдаются изменения в эмоционально-волевой сфере, проявляется негативизм. Нередко явно выраженные тяжелые переживания возникают в связи с неудачами в учении, труде, в повседневной жизни. Правильно организованная система воспитания и обучения помогает преодолеть такие отрицательные явления.
Особенности слепых детей не отражаются на развитии высших форм психической деятельности. В процессе воспитания и обучения, в связи с овладением системой знаний, умений и навыков отрицательные явления слепоты постепенно преодолеваются и развиваются противодействующие процессы компенсации.
Пути и способы компенсации зависят от содержания, методов, условий и организации обучения.
У ослепших детей огромную роль в формировании образного мышления и в ориентировке играют зрительные представления, сохранившиеся в памяти.
Большое значение в компенсации слепоты имеет формирование социальных мотивов деятельности, идейной направленности, сознательности.
Пути и степень развития компенсации зависят также от того, в каком возрасте утрачено зрение, от причин, вызвавших слепоту, от наличия остаточного зрения, от наличия и тяжести нарушений центральной нервной системы и функций всего организма детей
1.1. Роль психологического сопровождения для создания условий успешной социализации и эффективной самореализации слепых и слабовидящих детей.
На сегодняшний день существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует социально – трудовой, профессиональной интеграции ребят.
Значительная доля выпускников нашей школы завершает профессиональное образование в специальных группах ПУ, колледжах, институтах.
Практика показывает, что они испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
• психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
• отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
• неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей;
• неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека.
Наиболее важным достижением социальной адаптации наших детей является успешный выбор профессии, который даст возможность не только зарабатывать деньги себе на жизнь, но и создаст вокруг выпускника ситуацию успеха, информационную среду в которой он будет чувствовать себя состоявшимся человеком. Сможет создать семью, растить детей, быть счастливым.
Поэтому тема профориентации проходит сквозь все коррекционно-развивающие курсы.
Социальная адаптация, подготовка к самостоятельной жизни учащегося в нашей школе включает в себя коррекционно-развивающие занятия:
- Пространственная ориентировка и мобильность (ПО);
Главная задача ПО состоит в социализации, помогает учащимся состояться в профессии, быть самостоятельными и мобильными.
Все темы связаны между собой, полученные знания в начальной школе усложняются и доводятся до автоматизма (если родители принимают активное участие). На занятиях учащиеся получают представления о профессиях в мире с которыми им придется взаимодействовать в реальной жизни (продавец, кассир, консультант, кондуктор, сотрудник банка и т. д) и на практических занятиях они тренируются в этом.
- Социально-бытовая ориентировка (СБО);
Основной задачей этого курса является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями, создание условий для формирования у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации и подготовка слепых учащихся к самостоятельной жизни в том числе и профессиональное самоопределение.
На занятиях в игровой форме и в беседах проводится ознакомление с профессиями, с основами выбора профессий.
- Развитие коммуникативной деятельности (РКД);
Успешная реализация поставленных целей и задач курса в значительной степени зависит от качества работы по каждому из следующих направлений:
1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.
2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
3. Профессиональная консультация, направленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.
4. Определение профессиональной пригодности учащихся по выбранной ими профессии для выявления наибольшей вероятности успешного её освоения и выполнения, связанных с ней трудовых функций.
5. Социально-трудовая адаптация учащихся.
6. Раннее профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся позитивного отношения к труду, чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства;
7. Внедрение инновационных методов и технологий в профессиональное воспитание.
8. Основные группы профориентационных методов для использования в образовательном учреждении.
Методы профориентации : информационно-справочные, диагностические, тренинговые и консультационные.
1.2. Методики, позволяющие оценить структуру и свойства личности, профессиональные предпочтения учащихся.
Личностный опросник Г. Айзенка.
Цель проведения: выявление психологической характеристики личности путём определения типа темперамента.
Тип исследования: опросник.
Контингент: ученики 5-2 классов.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, то есть оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.
Методика определения темперамента (EPI) поможет узнать темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.
Холланд Дж.
Цель: Выявление подходящей сферы деятельности.
Тип исследования: опросник.
Контингент: ученики 9-12 классов.
Дж. Холланд исходил из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими компонентами направленности, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.
Психогеометрический тест С. Деллингера
Цель теста: тест определяет профессиональные предпочтения учащихся.
Тип исследования проективная методика.
Контингент: ученики 6-12 классов.
Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
«Матрица выбора профессии» Г. В. Резапкиной
Цель проведения: изучение влияния особенностей характера на выбор профессии.
Тип исследования: опросник.
Контингент: ученики 9-12 классов.
Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г. В. Резапкина.
«Характер и профессия» Г. В. Резапкиной
Цель проведения: выявить особенности характера, влияющие на выбор профессии.
Тип исследования: опросник.
Контингент: ученики 9-12 классов.
Характер– индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных способностей личности, проявляющихся в поведении, в определенном отношении к себе, другим людям, к порученному делу. Можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а не ради чего он действует. Таким образом, характер и его акцентуации оказывают также существенное влияние на профессиональное самоопределение.
2. Профориентационная работа со слепыми и слабовидящими детьми в школе-интернате в рамках курса «Развитие коммуникативной деятельности».
Я веду курс «Развитие коммуникативной деятельности».
Особое внимание уделяю профориентации, так как среди моих учеников, в том числе и выпускники.
Моей основной задачей является оказание помощи в определении жизненных и профессиональных планов ребят, формирование ясной жизненной перспективы, адекватной самооценки, психологическая подготовка к моменту перехода от обучения к трудовой деятельности: это и формирование основных требований к своему будущему рабочему месту, к коллективу, ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности, развитие саморегуляции как поведения, так и эмоций; развитие интеллектуальных, творческих и организаторских способностей; овладение навыками командного взаимодействия; навыки бесконфликтного общения, высказывания и выслушивания партнёра по общению и т. д.
Если ребенок не умеет общаться со сверстниками, учителями, то ошибочно ожидать, что вдруг после школы или колледжа он активно заговорит с работодателем, грамотно будет выстраивать взаимоотношения с коллегами.
Поэтому я провожу индивидуальные беседы, необходимое диагностирование, беседы с участниками процесса.
Участвую в родительских собраниях, беседуя с родителями. Потому что их влияние на профессиональное самоопределение ребенка очень велико и не всегда конструктивно.
Поскольку наша задача состоит в том, чтобы создать единое воспитательное пространство для развития социально-трудовых навыков, которое является одним из условий коррекции, способствующим накоплению ребенком социального опыта, я решила создать вариант профориентационной карты учащегося, который соединит в себе всю имеющуюся у участников образовательного процесса информацию о школьнике и поможет ему определиться с профессиональным выбором
2.1. Структура профориентационной карты учащегося.
Цели:
1. Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения, сферы и условий будущей профессиональной деятельности.
2. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда и состоянием здоровья.
Профориентационная карта включает в себя три блока:
1. Основную информацию об учащемся (ФИО, дата рождения, класс).
2. Таблица с данными из трёх анкет с опросами самого учащегося, его родителей\законных представителей и классного руководителя.
На этом этапе специалист решает ряд задач сразу:
Определение уровня притязаний ребенка в профессиональном самоопределении, соответствие его самооценки и реального положения вещей.
Предпочтения ребенка в учебных дисциплинах, его интересы и склонности в этом направлении, и его достижения.
Также виден и уровень подготовки и успеваемости.
Учащийся озвучивает свои требования к уровню дальнейшего образования, рабочему графику, трудовому коллективу, исходя из своих возможностей, потребностей, интересов.
Кстати, на этапе проведения анкетирования (желательно во второй четверти учебного года, выявив неадекватную самооценку у учащегося, психолог имеет время поработав с учеником, нормализовать эту самооценку и, тем самым, помочь скорректировать профессиональное самоопределение ребенка.
Так же на этом этапе психолог выявляет особенности детско-родительских отношений в семье учащегося и может вовремя корректировать их. Не секрет, что многие родители детей-инвалидов сами имеют сложности в осмыслении и определении будущего своего ребенка. Анкетирование, которое проводилось коллегами в рамках коррекционной недели, показало, что на начальном уровне профориентации (5-7 классы) примерно треть родителей не только не согласны с выбором ребенка, но и активно критикуют его в силу собственного психоэмоционального состояния и неверия в силы своего ребенка.
Информация классного руководителя помогает более объективно оценить всю картину.
3. Блок с результатами профориентационной работы психолога с учащимся, где приводится краткое описание результатов проведённых диагностик с рекомендуемым спектром профессиональных направлений, конкретных профессий и психологических особенностей личности учащегося, влияющих на профессиональное самоопределение учащегося.
Сначала своей работы я хотела дать готовые заключения по анализу проведённой психодиагностической работы по профориентации учащегося, но впоследствии отказалась от этой идеи, потому что есть вероятность, что готовые решения и идеи будут не объективными и помешают учащимся и их родителям принять верное для них решение.
Заключение:
Целенаправленная и систематизированная коррекционно-педагогическая работа способствует преодолению трудностей в профессиональном самоопределении выпускника, своевременной корректировке некоторых качеств ученика с ОВЗ.
Результатом профориентационной работы являются осознанный выбор выпускниками дальнейшего самостоятельного пути. И хоть путь этот бывает нелегким, они радуют нас своими успехами, настойчивостью в достижении цели что подтверждается мониторингом трудоустройства выпускников в соответствии с данными диагностического обследования и рекомендаций.
За многолетнюю деятельность школа дала путевку в жизнь более тысячи воспитанникам. Они выбирают разные дороги. Некоторые из них стали прекрасными рабочими предприятий УПП ВОС, специалистами различных профессий, руководителями предприятий и организаций, преподавателями и учеными, музыкантами и композиторами, профессиональными спортсменами, массажистами высокого класса.
Перечень используемой литературы:
1. Никулина Г. В. «Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения», СПб, 2004г.
2. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб, 2006г.
3. Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школе. Лекция / Прил. "ПС"Библиотека в школе. – 2004г. - № 21
4. А. Батаршев, И. Алексеева, Е. Майорова Диагностика профессионально важных качеств. /Практическая психология/ - СПб. : «Питер», 2007г.
5. Морозова Е. А. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса. /АНО «МУКНГПУ»/Н. Новгород, 2002г.
6. Никулина Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения. -СПб. : Изд-во «Система», 2004г.
7. https://www.spbvos.ru
8. https://www.inva.spb.su.