Инна Вэнго
Консультация «Трудовое воспитание детей в школе-интернате»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, великие педагоги К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах часто затрагивали данную тему.
Трудовое воспитание - процесс вовлечения воспитанников в педагогически организованные виды труда с целью развития трудовых умений, передачи им трудового опыта, формирования потребности в труде.
Публикация «Консультация „Трудовое воспитание детей в школе-интернате“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2019
Трудовое воспитание школьников всегда являлось важнейшим направлением образовательного процесса. В труде простая деятельность превращается в естественную физическую и интеллектуальную необходимость.
В школе-интернате привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов индивида.
Система трудового воспитания, осуществляемая в интернате, решает следующие задачи:
1. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
2. Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.
3. Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.
4. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности,
5. Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
Основными формами трудового воспитания являются : мероприятия, субботники, организация дежурств, экскурсии на предприятия, беседы, и так далее.
Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в интернате. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Воспитатели стараются привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Дежурство по группе, столовой; уборка спален и других интернатных помещений; участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы – интерната формируют основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду. В реализации данной программы важное значение отводится встречам со специалистами по вопросам профориентации, представителями различных учебных заведений, экскурсиям на предприятия и организации города, встречи с представителями различных профессий, трудовым делам, акциям. Данные мероприятия закладывают положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, потребности в творческом труде; готовят к сознательному выбору профессии, формируют культуру труда.
Самообслуживающая деятельность воспитанников в школе-интернате включает уборку помещений, подготовку классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, уборку мусора на прилегающей к школе территории. В процессе трудового обучения, общественно-полезного и производительного труда дети следят за порядком на рабочем месте, убирают за собой после работы.
Содержание трудового воспитания реализуется в учебном и воспитательном процессе.
В учебном процессе трудовое воспитание находит отражение в федеральном, национально-региональном и школьном компонентах государственного образовательного стандарта.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов предполагает введение в процесс обучения школьников предмета «Технология».
Формы трудового воспитания :
1. Школьные – уроки технологии, дежурство по классу, по школе, уборки (генеральные класса, школы).
2. Внешкольные – кружки, трудовые десанты, выставки декоративно-прикладного творчества, шефская деятельность, пришкольный участок, производственная бригада, труд в семье, субботники, ремонт классов и школы, реализация социально-значимых проектов в области трудового воспитания.
Методы трудового воспитания :
– методы формирования сознания: беседы, пример, диспуты, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, внушение, инструктаж;
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение, приучение, переключение, упражнение, педагогические требования, воспитывающая ситуация, общественное мнение;
– методы стимулирования: поощрение, наказание, соревнования.
Этапы трудового воспитания
Трудовое воспитание школьников имеет свою возрастную специфику, задачи, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям школьников.
В школе-интернате имеется ряд условий, которые обеспечивают жизненность системы трудового обучения и развития её направлений. К ним относятся всеобщность и обязательность трудовой деятельности для каждого члена детского коллектива, разнообразие видов труда, форм, методов их организации (не только дело по душе, но и общественно-полезный труд, согласованность режима трудовой деятельности с общим распорядком школы-интерната. В связи с изменяющимся возрастом воспитанников изменяются трудовые обязанности : чем старше становится воспитанник, тем больше и чаще ему приходится совмещать элементарные виды трудовой деятельности с более сложными обязанностями по самообслуживанию и общественно-полезному труду.
Школьное трудовое воспитание – основа для гражданского, нравственного формирования личности. Это первоначальный фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, творчестве, служении Родине. Роль школы – помочь ребенку профессиональному становлению, подготовить его через труд как истинного патриота, гражданина своей страны.