Русских Анастасия
Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила учитель-логопед:
Русских А. А.
2022
(2 слайд) Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости
от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
Публикация «Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению.
На сегодняшний день на основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, программы (которая реализуется в дошкольном отделении) и других, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей.
Поэтому большинство воспитателей должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС, является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его особенностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Так же важна периодическая сменяемость игрового материала. Игры должны находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы.
(3 слайд) При построении именно коррекционной образовательной среды в ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития. Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания. Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности. Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспЕчение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия. Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители). Воспитатель участвует как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества. Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности. Обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий. Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспЕчение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
В чем же заключается особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ОВЗ?
Особенности предметно-развивающей среды группы для следующих категорий детей с ОВЗ.
• Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи :
(4 слайд) Помимо речевой среды в целом в образовательном учреждении и в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для развития речи такого ребенка. Это речевой (логопедический) уголок.
Чтобы логопедический уголок полноценно функционировал, он должен быть организован в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.
1. Обязательными элементами речевого уголка являются зеркало, материалы для игр, артикуляционных и дыхательных упражнений, средства наглядности. Дети, разрабатывая артикуляционный аппарат, должны не только слышать, как произносится звук, но и видеть положение органов речи. И для обеспечения этого условия без зеркала не обойтись.
2. Все обучающие пособия должны соответствовать возрастным и речевым особенностям детей, а также структуре речевых нарушений.
3. Обновление материала связано с изучаемой лексической темой, но, как правило, происходит еженедельно.
4. Речевой уголок обычно размещают рядом с книжным уголком, так как в процессе работы педагог часто обращается к чтению и работе с текстами.
5. В младших и средней группах в логопедическом уголке располагают игрушку — постоянного обитателя уголка, который помогает снять речевой негативизм, преодолеть стеснительность, неуверенность, а также стимулирует интерес и побуждает детей говорить.
(5 слайд) Игрушку для речевого уголка следует выбирать по определённым параметрам. Прежде всего, у неё должен быть подвижный язычок, на примере которого можно будет показывать детям положение органов артикуляции. Одежда персонажа должна быть с липучками, пуговицами, кнопками, чтобы, одевая — раздевая персонажа, малыши тренировали мелкую моторику. Кроме того, наряд должен быть из разных по цвету и текстуре тканей — это поможет детям учиться характеризовать материалы по свойствам и оттенкам. А для скорейшего освоения навыка ориентации в схеме тела, окажется кстати, если у игрушки будут подвижные ручки и ножки.
(6 слайд) Материалы для организации логопедического уголка:
Для проведения артикуляционной гимнастики:
1. Картинки, иллюстрации, фото артикуляционных игр и упражнений.
2. Комплексы артикуляционных гимнастик направленные на формирования правильного артикуляционного уклада и постановки звуков : свистящие, шипящие, сонорные звуки /Л/, /Р/ и др. с описанием выполнения упражнения. (7 слайд)
(8 слайд) Для тренировки мелкой моторики:
1. Волчки, шнуровки разных форм и размеров, мозаики, пазлы, бусы, коробочки-сюрпризы, прищепки, массажные шарики и колечки (су-джоки, шаблоны для штриховки, обводки, карандаши, фломастеры, маркерная доска.
(9 слайд) Для формирования правильного дыхания:
1. Воздушные шарики, дудочки, мыльные пузыри, вертушки, воротца и т. д.
(10 слайд) Для отработки звукопроизношения:
1. Альбомы с иллюстрациями, заданиями по автоматизации звуков.
2. Предметные картинки на автоматизацию звука в разных частях слова (начале, середине, конце).
3. Картотеки речевого материала для автоматизации всех звуков.
Для обогащения активного и пассивного словаря, расширения кругозора:
1. Предметные и сюжетные картинки по всем лексическим темам в соответствии с планом.
Для усвоения грамматических правил речи:
1. Дидактические и словесные игры направленные на формирование грамматических категорий.
2. Картотека игр с мячом и т. д.
Для тренировки навыка строить связные высказывания; умения составлять рассказы и т. д. :
1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.
2. Мнемотаблицы – для составления рассказов.
3. Картинки представляющих собой серию сюжетных картинок, для составления рассказов по серии картинок.
4. Серии сюжетных картинок со свободным концом.
5. Разные виды театров: пальчиковый, теневой, бумажный, перчаточный и т. д., а так же настольная ширма.
(11 слайд) Основой для организации логопедического уголка в группе является стол, на котором размещается зеркало. Дальнейшая комплектация идёт вокруг этих элементов.
Мольберт, фланелеграф, магнитная доска, наборное полотно с местом для размещения картинок и игр.
Папки по всем лексическим темам с картинным материалом.
Контейнеры, коробки с играми.
Банки с камешками, пуговицами для развития мелкой моторики.
(12 слайд) Как назвать?
Название каждой зоны предметно-развивающей среды должно быть понятно детям и, что очень важно, легко ими произноситься. Конечно, можно пойти по пути наименьшего сопротивления и назвать центр «Логопедический уголок» или «Речевой уголок», но есть смысл найти более оригинальные варианты: «Игротека с язычком», «Говорим правильно», «Звукарик», «Говоруша», «ЛОГОландия», «ЛОГОстрана».
• Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР :
(13 слайд) - Различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации).
- Схемы и алгоритмы действий.
- Модели последовательности рассказывания, описания.
- Модели сказок.
Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:
1. Соответствие среды возрасту и клинико-психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).
5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).
6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.
7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.
8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).
10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.
11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
12. Целесообразное соседство уголков.
13. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.
Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития воспитатель должен поддерживать у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Любому дошкольнику важно ощущать себя любимым и неповторимым, в том числе ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.
Педагогическая работа воспитателя в группе, которую посещают дети с ОВЗ, будет эффективна при условии систематического самообразования.