Юлия Алексеева
Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями современных якутских писателей
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями современных якутских писателей
ВВЕДЕНИЕ
Значение книги в жизни человека очень велико. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни: сначала, когда мама читает ему стихи и сказки перед сном. Потом родители читают своим детям, ребёнок, подрастая начинает учить буквы и слоги и опять читает. В школе ученик читает букварь, азбуку, внеклассное чтение, летнее чтение. Во взрослой жизни мы можем читать то, что выберем сами.
Публикация «Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями современных якутских писателей» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Республика Саха. Якутия
- Старшая группа
- Темочки
Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Она учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Одна из основных задач ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой в соответствии с ФГОС ДО – это формирование интереса и любви к книге, направленности к общению с ней [1, с. 7]. Однако ребенок может сам захотеть прочитать книгу, если его, например, заинтересует ее обложка. В предоставленной работе представлены некоторые мнения писателей, педагогов, ученых, психологов на проблему приобщения ребенка к чтению.
Современная художественная литература якутских авторов раскрывает человеческие и духовные ценности народов Севера, служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах якутская художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского и якутского литературного слова.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно расположено к усвоению родной речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в наше время родители уделяют мало времени к чтению детям произведений современных якутских писателей. А ведь именно произведения народных писателей содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Учит понимать духовную жизнь и ценности своего народа. Они не дают прямых наставлений детям, а учат сравнивать, формировать полезные привычки. Заставляют ребенка задумываться, ставить себя на место положительного или отрицательного героя, давая возможность выбора собственной позиции.
Объект исследования - процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями якутских писателей.
Предмет исследования - развитие интереса к произведениям якутских писателей.
Цель работы – составить методическую разработку по развитию интереса к чтению детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями современных якутских писателей.
Для достижения поставленной цели, мы выделяем следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретическую и методическую литературу по данной теме
2. Подобрать современную якутскую художественную литературу для ознакомления детей старшего дошкольного возраста
3. Разработать и частично апробировать план работы по ознакомлению детей с современной якутской художественной литературой для развития интереса к чтению
4. Составить методические рекомендации для педагогов ДОО по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с произведениями современных якутских писателей
Новизна: ознакомление детей с произведениями якутских писателей в русско- и якутскоязычных группах.
Практическая значимость: данная работа имеет практическую значимость для воспитателей ДОУ в решении задач развития у детей знаний произведений родного края.
Новизна и практическая значимость исследования состоит, в составлении методических рекомендаций по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями современных якутских писателей, способствующих развитию интереса к чтению. Представленные материалы могут быть полезны для воспитателей детских садов, родителей детей дошкольного возраста, а также для студентов педагогических учебных заведений.
Методологической основой исследования являются труды таких авторов, как Васюкова, Н. Е., Алиева, Смирнова О. А., Т. И., Колесникова, Е. В. о развитии интереса к чтению; Кац Э., Томилова С. Д., Акулова О. В., Гуревич Л. М. о чтении художественной литературы в детском саду.
База исследования – старшая группа «Солнышко», МБДОУ детский сад №56 «Пушинка», город Якутск.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1.1. Ознакомление дошкольников с художественной литературой в дошкольном учреждении
Ребенок начинает знакомиться с произведениями в раннем возрасте. Интерес к произведениям, книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес и к тексту.
Сегодня, к сожалению, общество стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось от книги. Интерес к чтению как родной, отечественной, так и к зарубежной литературы падает. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль во всестороннем развитии ребёнка. Проблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя» особенно актуальна в современном обществе.
С утверждением и введением в действие ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования знакомство с художественной литературой выделено в образовательную область «Речевое развитие», а наряду с ним, мы должны приобщить детей к произведениям наших современных якутских писателей [1, с. 7].
Задачи по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке);
3. Воспитывать литературно - художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
4. Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, то есть оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. В этом плане современная якутская литература подходит для выполнения всех требований к средствам художественной литературы.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Ежедневное чтение детской художественной литературы оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель.) Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Методика работы с художественной литературой в детском саду М. М. Конина выделяет несколько типов НОД:
• Чтение и рассказывание одного произведения.
• Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке) [3, с. 358].
Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких НОД объединяют новый и уже знакомый материал (старший дошкольный возраст).
Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства (средний, старший дошкольный возраст) :
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций.
б) Чтение в сочетании с музыкой. На подобных НОД учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка.
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.
а) Чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сопровождается показом игрушек и действий с ними).
б) Настольный театр (картонный или фанерный).
в) Кукольный и теневой театр, фланелеграф.
г) Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
Чтение как часть НОД по развитию речи.
а) Оно может быть логически связано с содержанием НОД (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок).
б) Чтение может быть самостоятельной частью НОД (повторное чтение стихов, закрепление материала) [3, с. 359].
При работе с детьми важно помнить, что ознакомление с художественной литературой на разных возрастных этапах различно. Воспитателям необходимо помнить, что знакомство с художественной литературой не должно ограничиваться только НОД. Чтение и рассказывание книг должно организовываться во все моменты жизни детей в детском саду. Его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:
- оформление книжных уголков в группах детского сада.
- оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
- НОД по ознакомлению с биографиями писателей.
- создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге.
- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.
– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами.
- празднование именин произведения.
- посещение городской библиотеки, с целью ознакомления с новинками художественной литературы [19, с. 36].
Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
1.2 Особенности ознакомления дошкольников с произведениями писателей
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка [13, с. 159].
При чтении художественной и учебной литературы дошкольник постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих книгах, картах, рассказах. Любой читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рассказчик. Слушая сказки, ребенок живо представляет их персонажей, и они кажутся ему абсолютно реальными, он верит в то, что они существуют.
Знакомство детей с художественной литературой является мощным фактором развития речи детей, овладения невербальными средствами общения, эстетического и нравственного воспитания.
В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» [19, с. 35]. Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую решает детский сад.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Занятия по художественной литературе начинаются уже в младшей группе и продолжаются в средней, старшей и подготовительной. Взрослея, малыши учатся не только разучивать стихотворения и отгадывать загадки, но и пересказывать сказки. Маленькому ребенку очень трудно выделить в сказке самое главное (персонажей и их действия, поэтому педагоги помогают детям, используя особые средства – кружки и квадраты разных цветов и размеров, которые выступают заместителями реальных персонажей. К концу занятий в подготовительной группе ребята уже могут рассказать сказку и без опоры на наглядные средства.
Особым направлением работы является развитие творческих способностей детей. Даже 3 - 4-летние малыши пытаются фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребята могут придумать свою, оригинальную сказку или историю на заданную тему [27, с. 81].
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.
Педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др., ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
В детском саду у ребенка формируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении, высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему); определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка, уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.) [10, с. 278].
Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры, часть - уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам [10, с. 204].
В дошкольной педагогике и в детской литературе на основе общих положений разработаны требования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям.
Литература занимает в жизни дошкольника особое место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством духовного и нравственного развития личности. Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается нами как одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника.
Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Важно заметить, что задачи, решаемые на занятиях по введению в художественную литературу, требуют от воспитателя знания методики ознакомления с творчеством писателя.
Слушая или читая произведения, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение [20, с. 121].
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника.