Папки-передвижки

Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в школе

Светлана Кашинцева
Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Изучая особенности психического развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью через соответствующую литературу, мы с педагогами сделали вывод, что патология этих детей в психической сфере проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов : восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

Публикация «Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в школе» размещена в разделах

Обозначив проблему, мы стали искать пути ее решения и определили следующие принципы организации работы с детьми с ОВЗ:

максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;

оптимизация психических процессов;

широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;

опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития или умственной отсталостью, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;

стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т. д.)

Теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией и учителями, которые работают с детьми данной категории, построена на доверии и ответственности друг перед другом, помогает детям быстрее адаптироваться к учебно-воспитательному процессу.

В педагогической практике мы используем следующие правила работы с детьми, имеющими проблемы в развитии:

всегда и во всем до конца доводить начатую с детьми работу, проявлять настойчивость;

не смеяться ни над какими слабостями и ошибками детей, быть терпеливыми, когда дети проявляют неумение;

иметь ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми; говорить отчетливо, неторопливо;

говорить меньше слов, помнить, что слишком много объяснять – значит думать за детей;

детей надо учить учиться, а начинать надо с элементарных вещей: Педагогам нельзя рассчитывать на то, что дети многое знают. Их задача научить, и не следует отчаиваться, когда у детей что – то не получается.

У детей с ОВЗ замедлены приём и переработка информации, недостаточны память и внимание. Поэтому первоначальное усвоение знаний даём предельно развёрнуто и небольшими порциями, объяснение нового материала обязательно детализировать новый материал. При каждом затруднении возвращаемся к подробному объяснению. Необходимо объяснение строить через рассуждение.

Сообщение знаний должно иметь наглядно-образную опору. Ею могут быть схемы, чертежи, рисунки. Введение таблиц, обобщений, памяток облегчает усвоение знаний. При введении условных обозначений любая таблица начинает говорить.

Важна практическая деятельность самих детей на уроке. Практическую деятельность организуем на самых разных уровнях. Работа с алгоритмами, памятками очень важна. Поэтому они должны быть предельно чёткими, лаконичными, конкретными руководствами к действию. На всех уроках должно быть достаточное количество тренировочных упражнений.

Безусловно, для активизации деятельности учащихся с ОВЗ, педагоги используют различные методы и приёмы. Однако мы в своих классах используем следующие методы и приёмы, например:

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

1. Читаем быстро, смотрим внимательно:

оиэ аоея еаёио

яою аюое эёюяу

ыяю уёюу юуаою

2. Читаем гласные с ударением на одном из них:

еаоеуыиэ, еаоеуыиэ, еаоеуыиэ и т. п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

да’-да-да, да-да’-да, да-да-да‘

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.

У детей с ОВЗ слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах эффективны следующие упражнения:

1. Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными;

с т р

ы и о э е я ю е у а

с т в

2. Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:

жзи тно ктри

дру зби стру

3. Скороговорки.

Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.

а) Прочитай скороговорки орфографически.

б) Прочитай скороговорки орфоэпически.

в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием

- тихо громко шепотом

- немое кино (произносят беззвучно)

Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

1. Найди лишнюю букву: о, и, б, я, у.

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т. д.

2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.

слон медведь тигр

лев бабочка кошка

3. “Фотоглаз”.

За 20 секунд дети должны взглядом “сфотографировать” слова и ответить на вопрос “Есть ли среди этих слов. ?”

Например:

орех ручей перья разогнался тропические ошеломлённый

4. “Да или нет?”

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух.

1. “Игра в прятки”.

Указывается страница учебника (любая, а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

2. Чтение со счетом слов.

Памятка:

1) плотно сожми губы и зубы;

2) читай только глазами;

3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;

4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

3. Игровое упражнение “Догони”.

Дети читают отрывок текста хором вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и “тянутся” за ним, пытаясь “догнать”.

На уроках математики мы используем дифференциацию заданий, то есть, все задания должны иметь разные уровни сложности. При решении и составлении задач учащимся предлагается различные картинки, по которым им нужно составить и решить задачу. Оформлением дети занимаются самостоятельно, однако необходимо тщательно следить за работой учеников. При затруднении выполнить данное действие предполагается задавания наводящих вопросов.

Для активизации деятельности учащихся и учащихся с ОВЗ на уроках математики использую следующие методы и приемы:

– Использование сигнальных карточек, при выполнении заданий, это могут быть цветовые сигналы, карточки со знаками «плюс» и «минус» и т. д. Карточки могут использоваться, при оценке детьми своей деятельности (рефлексия, при изучении новой темы. При использовании данных карточек можно увидеть работу каждого ребенка;

- Устный счет, очень важен в изучении математики, развивает внимание и память, но не стоит перегружать урок устной работой, так как детям с ОВЗ эта работа дается трудно, следует проводить ее в игровой форме, которая повысит их внимание и интерес;

– Аудиал. Данный прием нацелен на восприятие детьми информации с закрытыми глазами, то есть на слух. Использую данный прием для развития слухового восприятия, внимания и памяти, а так же для переключения с активного вида деятельности к другому. Часто помогает в уравновешивании эмоционального состояния коллектива. (можно и устный счет организовать в этом приеме и поспрашивать определения и алгоритмы)

- Кинезиологические упражнения, которые включают в себя растяжку, глазодвигательные, дыхательные, телесные упражнения, а так же упражнения развития мелкой моторики, релаксация и массаж, также можно использовать в качестве физминутки. Эти упражнения очень важны для детей с ОВЗ, в силу особенностей развития :

1. глаз путешественник (развесить в разных углах класса (доски, рисунки животных, дроби, геометрические фигуры и не поворачивая головы найти указанный предмет)

2. погреем палочку, способствует расслаблению и релаксации (взять в руку эстафетную палочку и катать между руками)

Рекомендую включать элементы геометрии почти в каждый урок математики, так как наглядный процесс повышает заинтересованность детей к предмету математики, и потом им будет проще развить умения в области геометрии;

Непросто обстоит дело с запоминанием словарных слов. Делясь между друг другом опытом работы мы пришли к выводу, что существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и выполняем задание дома.

Несмотря на трудности, в работе с детьми ОВЗ, мы педагоги имеем одну цель: обучить детей, дать возможность получить образование и сделать их счастливыми!

Публикации по теме:

Фотоотчет по организации первого учебного дня в школе раннего развитияФотоотчет по организации первого учебного дня в школе раннего развития Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Незаметно пролетело прекрасное лето. Пришло время похозяйничать в природе щедрой осень. Осень.

Фотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группеФотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Протокол родительского собрания в начале учебного года во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Протокол № 1 родительского собрания группы Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет. Задачи и цели. Работа по ФГОС». от «20» сентября.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в школе
Опубликовано: 16 ноября 2022 в 12:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в школе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кашинцева (УИ 3109819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД