Ольга Фролова
Консультация «Особенности психических процессов детей раннего возраста» для родителей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с теми особенностями и возможностями ребенка, которые у него сформированы в данном возрасте.
Основные психические процессы – восприятие, внимание, память, мышление, речь носят у детей 2 – 3 лет непроизвольный характер.
Игра «Наш малыш».
Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений.
- Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием - хлопните в ладоши.
Публикация «Консультация „Особенности психических процессов детей раннего возраста“ для родителей первой младшей группы» размещена в разделах
- Наш малыш стал очень любопытным.
- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
- Наш малыш отказывается спать в привычное время.
- Наш малыш капризничает во время еды.
- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
- Наш малыш не хочет убирать игрушки после игры.
- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
- Наш малыш любит с нами играть.
Спасибо.
В своих действиях и поступках малыш начинает руководствоваться такими понятиями, как: хорошо - плохо, можно - нельзя, правильно - неправильно, и может уже оценивать поступки других. Его радуют поощрения, похвала, это же вызывает желание сделать или поступить еще лучше, а осуждение - огорчает. А если ему очень часто делают замечания, к тому же иногда еще и необоснованные или непонятные ему, то он может проявлять упрямство, как часто говорят взрослые, делать «на зло».
Восприятие. Для детей третьего года жизни восприятие еще не является самостоятельным процессом.
Включены взаимодействия в работе разных органов чувств: зрение, осязание, обоняние, слух, речедвигательные системы. В этом возрасте постепенно увеличивается острота зрения и различение цветов.
Внимание. У детей третьего года жизни внимание очень не похоже, на то, которое наблюдается у взрослых. Устойчивость внимания зависит от их интереса к объекту. На интересном для них деле даже такие малыши могут сосредоточиваться до 20 -25 минут. (Мультфильм «Маша и медведь»)
Переключить на другой предмет помощью словесной инструкции можно только при условии ее многократных повторений. Именно поэтому детям этого возраста так сложно немедленно выполнить просьбу принести что-либо, убрать игрушки и т. д. Объем внимания очень невелик. Если взрослый может одновременно удерживать в поле своего внимания до шести разных объектов, то малыш – всего один-единственный объект.
Память. В этом возрасте память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети этого возраста запомнить не могут.
И в то же время они прекрасно запоминают то, что им понравилось, что они с интересом слушали или наблюдали. Ребенок может знать наизусть «Телефон» К. Чуковского и не в состоянии запомнить простое поручение – положить карандаш на стол в другой комнате. Он запоминает то, что запомнилось само.
Речь. Между двумя и тремя годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативна. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребенок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе диалога, т. е. требует постоянной поддержки со стороны собеседника.
Словарный запас должен за этот год значительно вырасти.
• два года - 270 слов,
• в два с половиной -450,
• в три года – это уже 800- 1000 слов.
Ребенок должен слышать разнообразную речь взрослых, охотно и много разговаривать с ними сам. В противном случае совершенно нормальные дети начинают отставать в речевом развитии. И их словарный запас может составить в два года - 50 слов, а в три – не более 300.
Памятки для родителей «Упражнения пальчиковой гимнастики»
Мышление. У малышей мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно основным типом является предметно-манипулятивная игра.
Ребенок с удовольствием возьмет любой конструктор и будет собирать из него не самолет и не пароход, а «абстрактную» конструкцию. Он подойдет к аквариуму и будет бросать туда разные предметы, чтобы понаблюдать, что тонет, а что - нет.
Когда ему попадут в руки фломастеры или краски, он чертит по бумаге и радуется появляющимся линиям или цветовым пятнам и их сочетаниям. Он открывает для себя пластические возможности глины, воска, пластилина, сминает и рвет бумагу без конкретной цели – из чистого интереса.
• Предоставляйте в распоряжение детей конструкторы и мозаики – можно некомплектные – и давайте возможность самостоятельно исследовать их.
• Желательно, чтобы через игрушки ребенок смог познакомиться с самыми разнообразными материалами: тканями разной фактуры (шелк, плюш, вельвет, шерсть, лен, деревом, глиной, металлом, пластиком, резиной и т. д.
• Предоставляйте детям разнообразные изобразительные материалы (краски, мелки, фломастеры, пластилин, бумагу различной фактуры, кисти, штампы и т. д.)
Еще одно направление действий ребенка с окружающими предметами –исследование их внутреннего устройства. Наиболее привлекательными становятся предметы, которые имеют отверстия и полости, в которые можно что-либо положить. а затем вынуть обратно. Надолго может завладеть вниманием малыша вещь, которую он сможет разбирать на части. И большой интерес представляют детали, из которых он сможет что-то сконструировать самостоятельно. Итак, он использует три типа действий:
• разобрать на части,
• сконструировать нечто,
• заполнить или опустошить емкость.
• Предоставляйте детям разнообразные предметы, которые можно заполнять и опустошать: банки, коробки, сумочки, кошельки, пустые флаконы.
• Делайте вместе с детьми звучащие игрушки – «шумели» и «гремелки» из пустых флаконов, «киндер сюрпризы», наполняя их различными семенами. Металлическими предметами, песком и т. д.
Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Они исследуют разные принципы движения.
Эмоции. Ребенок 2 – 3 лет проявляет свои эмоции ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить реветь», как от него иногда требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ребенка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие. Малыша легко отвлечь и переключить из одного состояния в другое. Пользуйтесь этой возможностью.
Ребенок очень восприимчив к проявлениям эмоций других детей. Он легко заражается ими и присоединяется как к бурным проявлениям радости, так и к плачу. В то же время во многих ситуациях он обнаруживает бесчувственность, подчас граничащую с жестокостью. Он может радостно таскать котенка за хвост, с хрустом давить улиток и т. п. Делается это, как говорится, не со зла, а потому что он не задается мыслью и не может себе представить, что причиняет кому-то страдания. Однако если вы тактично не отучите его от подобных «развлечений», они могут с годами превратиться в подлинную жестокость.
В целом здоровый двухлетний малыш склонен иметь постоянно хорошее настроение.
3 года - замечательный возраст для обучения самостоятельности
Физический контакт необходим как мальчикам, так и девочкам. В день необходимо ребенку 8-10 прикосновений. Главное чтобы они были естественны, нежные и искренни и не были чрезмерны.
Крайне важно понять, что ваш ребёнок, как любой человек, индивидуален, неповторим, не похож на других. Поэтому принимайте его таким, каков он есть, не сравнивайте его с другими. Дело не в том, лучше он или хуже, он просто другой: другие возможности, способности, темпы развития. Надо разглядывать в нем его отличие от других, поддерживать и развивать его индивидуальные черты, разумеется, в соответствии с ценностями, принятыми в человеческом обществе