Папки-передвижки

Особенности общения со сверстниками у детей с ОВЗ

Виктория Щепетьева
Особенности общения со сверстниками у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Данная статья посвящена изучению особенностей общения со сверстниками у детей с ОВЗ. В статье раскрываются особенности общения со сверстниками у детей с ОВЗ. Рассмотрены Психолого-педагогические методики диагностики общительности детей с ОВЗ со сверстниками.

Ключевые слова: особенности, общение, сверстники, дети, дошкольный возраст.

Публикация «Особенности общения со сверстниками у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что нарушение речи у детей с ограниченными возможностями создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми. Однако это не значит, что эти трудности непреодолимы и при создании необходимых условий и специально организованной коррекционной работе ребенок может догнать в развитии своих сверстников. Поэтому к обучению и воспитанию таких детей надо подходить с оптимистических позиций: верить в потенциальные возможности и способности ребенка преодолеть их.

Цель исследования – рассмотреть особенности общения детей со сверстниками у детей с ОВЗ.

Важным элементом деятельности человека является общение. С помощью общения человек способен обмениваться опытом, устанавливать контакт с другими людьми, передавать реальные или вымышленные сведения об окружающей действительности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием.

Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени А. А. Бодалев [1], Ю. М. Жуков [4], М. И. Лисина [5], А. В. Мудрик [6], Е. О. Смирнова [7].

Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Проблема общения относится к числу важных для ребенка сфер жизнедеятельности. Психологи сходятся в том, что общение оказывает огромное влияние на формировании личности.

Согласно мнению А. А. Бодалева, когда человек взаимодействует с другими людьми, он может сразу выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он узнает собственного партнера, определяет к нему свое отношение, влияет на него с целью решения какой-то определенной задачи. Прежде всего, он сам является объектом познания для того, с кем общается.

Другим принципиальным условием общения является наличие средств, при помощи которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная взаимосвязь. Средства социального и психологического общения довольно многообразны. [1, c. 108].

М. И. Лисина выделяет аспекты, одновременное присутствие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже имеется потребность в общении [5, c. 118] :

1) интерес и внимание ребенка к взрослому;

2) эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого;

3) инициативные действия ребенка, которые направленные на то, чтобы притянуть внимание взрослого;

4) чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой находится восприятие детьми той оценки, которую дает им взрослый, и их самооценки.

Дети общаются между собой вовсе не так, как с взрослыми. Взрослые задают четкие рамки поведения ребенка и контролируют, чтобы его действия и слова соответствовали установленным стандартам. Находясь в обществе сверстников, ребенок, к его радости и огорчению одновременно, лишен регламента, регулирующего общение. То есть, некоторые стандарты вежливости и нравственности уже сформировались и у детей, но они еще минимальны.

Общение дошкольников имеет следующие особенности :

1. Это эмоционально насыщенные контакты, сопровождающиеся импульсивной сменой эмоций, криками, смехом, плачем, обзыванием друг друга, восхищением от новых игрушек. Обычная картина: только что дети строили башню из кубиков сообща, а минуту спустя один из «строителей» хулиганит и разваливает конструкцию.

2. Дошкольник в обществе детей более расковано высказывается, часто сопровождая слова необычными возгласами. Дети любят изобретать некие странные словечки, особенно в период активного словотворчества.

3. Дети игнорируют принципы диалога. Им, главное, высказаться самим, чем выслушать приятеля. Отсюда так много непонимания между детьми. Каждый сказал, что думал, а что говорил сверстник, пролетело мимо ушей.

4. Многофункциональность детского общения. Общение с взрослым служит для ребенка источником информации и камертоном, отделяющим положительное от негативного и оценивающим правильность действий. От детей также можно услышать оценку своих действий, но и в ответ можно управлять. Даже младший дошкольник запросто поучает сверстников, заявляя, что они делают не правильно, а нужно «так, как я».

Специфической особенностью общения дошкольников со сверстниками является то, что дети практически не видят личность партнеров по взаимодействию. Они пристально наблюдают за их действиями, пытаются превзойти, указывают на ошибки. Но совершенно не осознают, что перед нами такой же ребенок со своими пожеланиями, интересами, предпочтениями.

Для изучения сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ были подобраны методики:

1. Наблюдение в ходе организации коллективной изобразительной деятельности [О. Е. Смирнова, В. М. Холмогорова, 2005.]

Цель: изучение общения детей младшего школьного возраста в процессе организации коллективной изобразительной деятельности.

Материалы: листы формата А4, краски, кисти, баночки с водой.

Ход исследования: нами было организовано наблюдение за общением детей в условиях изобразительной деятельности. Было проведено занятие по изобразительной деятельности по теме «Краски осени», в процессе, которого дети выполняли коллективную композицию. По ходу выполнения общей композиции, детям подготовительной группы нужно было договориться об объектах, составляющих композицию, цветовом решении и др. параметрах. За процессом осуществления коллективной изобразительной деятельности было организовано наблюдение, в ходе которого мы обращали внимание на следующие показатели:

-инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,

-чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,

-преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками : позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

Публикации по теме:

Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре»Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре» Важным средством развития речи является общение. Формирование речевой деятельности это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими.

Игра на развитие диалогического общения для детей 4–5 лет «Какой, какая, какое?»Игра на развитие диалогического общения для детей 4–5 лет «Какой, какая, какое?» Игра по развитию речи на подбор определений проводится с подгруппой детей. Цель: Уметь слушать партнёра по игре и дополнять его высказывания.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Проект по теме «Культурные практики по развитию общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками детей 2–4 лет»Проект по теме «Культурные практики по развитию общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками детей 2–4 лет» Актуальность. На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности общения со сверстниками у детей с ОВЗ
Опубликовано: 12 сентября 2024 в 10:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности общения со сверстниками у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Щепетьева (УИ 1605046) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД