Татьяна Фролова
Особенности музыкального развития детей старшей группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование музыкальных способностей нужно начинать еще в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Публикация «Особенности музыкального развития детей старшей группы ДОУ» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к их интонациям, сопереживать настроениям. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказались взрослые, которые могли бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
В дошкольном учреждении музыкальным воспитанием детей занимается музыкальный руководитель, главной задачей которого является воспитание музыкальной культуры ребенка. Но успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.
Дети старшей группы начинают больше осознавать себя членами коллектива, что облегчает проведение совместных занятий. У них появляется чувство ответственности при исполнении песен, хороводов, танцев, они откликаются на понятные общественные явления и хотят быть соучастниками деятельности взрослых. Ребенок 5 – 6 лет способен не только целостно воспринимать различные предметы, явления природы, но и выделять составные части, их последовательность, устанавливать связи, соотношения между ними.
Все эти качества присутствуют и в музыкальной деятельности. С старшей группе более отчетливо проявляется интерес, стремление слушать, понимать музыку, заниматься ею. Часто ребенок по своей инициативе вопросы: О чем рассказывает пьеса? Кто лучше спел? Предпочитая тот или иной вид деятельности, ребенок избирательно относится к ним, например, больше любит танцевать, чем водить хоровод, выделяет любимые песни, игры, хороводы, пляски. Дети этого возраста могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как следует исполнить лирическую песню: «Нужно петь красиво, протяжно, ласково, нежно». Они способны к некоторым обобщениям на основе слушательского опыта: «Музыка звучит бодро, громко. Это – марш»; «А эта музыка протяжная, ласковая, нежная, похожа на колыбельную».
Голосовые связки ребенка значительно укрепляются, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство ребят различают высокий и низкий звуки в пределах 5, 4 и 3 звуков.
Движения детей становятся свободнее, определеннее, выразительнее в передаче характера музыкального произведения. Возросшие возможности позволяют осваивать основные виды музыкальной деятельности – восприятие, пение, движение, игру на инструментах, в процессе которых педагог сообщает и начальные сведения о музыке. Проводится активная работа по развитию слуха, что способствует дальнейшему формированию музыкальных способностей.
Активный характер обучения позволяет усваивать способы самостоятельных действий, подготавливает к творчеству на занятиях и вне их. Мотивы, которые побуждают детей к этому, те же, что и в средней группе, но интересы становятся устойчивее, а содержание – более разнообразным.
Последовательное усложнение обучения с учетом возрастных особенностей пятилетних детей содержит следующие задачи:
1. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему, к родной природе, расширяя музыкальные впечатления, вызывать потребность слушать музыку, приобщаться к различным ее жанрам, испытывать эмоциональный отклик, стремление высказываться о ней.
2. Приобщать к разным видам музыкальной деятельности, развивать восприятие, певческий голос в координации со слухом, выразительность и ритмичность движений, точность приемов игры на некоторых инструментах, давать первоначальные сведения о музыке и ее способностях.
3. Активизировать творческую самостоятельность при импровизации простейших попевок, плясовых, игровых движений.
Итак, на музыкальных занятиях в старшей группе дошкольники слушают музыку и занимаются исполнительскими видами деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах, а в целом, развивается музыкальная культура ребенка.