Алеся Куракова
Консультация «Особенности кризиса трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Особенности кризиса трех лет»
Прекрасный период дошкольного детства охватывает промежуток времени от 2-х до 7 лет. Несмотря на все прелести и радости этого периода, в это время ребенок проходит путь познания мира, формируется его личность, малыш сталкивается с внешними препятствиями, с ограничениями своей активности со стороны взрослых, с собственной беспомощностью, с неумением выразить свои чувства и стремления.
Публикация «Консультация „Особенности кризиса трех лет“» размещена в разделах
Возраст представляет собой целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. На каждой возрастной ступени всегда находится центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности.
Самым первым моментом при определении динамики возраста является отношение между личностью ребенка и окружающей его средой на каждой возрастной ступени. Следует понимать, что эти отношения своеобразные, специфические, исключительные, единственные характерные именно для этого возрастного периода.
К трем годам ребенок пытается действовать самостоятельно вопреки требованиям взрослых и ситуации. По мнению Л. С. Выготского это приводит к «кризису социальных отношений», симптомы которого известны как «семизвездие кризиса трех лет».
В период кризиса, родители, близкие, окружающие сталкиваются с такими проявлениями у детей как негативизм, при котором прослеживается отрицательная реакция, выражающаяся в отказе подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм побуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию. Л. С. Выготский, считал, что существует две особенности, которые отличают негативизм от непослушания: первая – социальное отношение, т. е. негатив, направлен не на ситуацию, а на человека и вторая – ребенок идет наперекор своим аффективным желаниям. Следующее проявление кризиса заключается в упрямстве. Ребенок настаивает на своем требовании, не потому, что ему этого хочется, а потому, что он сам сказал об этом, и требует от взрослых выполнения данного требования. Далее идет строптивость. Ребенок отрицает все, что делал раньше, идет против заведенных правил. Здесь видно безразличие не к конкретному человеку, а ко всей ситуации в целом, к воспитанию, к сложившейся системе отношений. Своеволие проявляется к стремлению к самостоятельности. Малыш хочет делать и решать все сам. По словам Л. С. Выготского протест-бунт, обесценивание взрослых и деспотизм носят второстепенный характер. Протест-бунт проявляется в конфликтах, когда дети находятся в состоянии «войны» со взрослыми. Это приводит к обесцениванию взрослых, когда видно отрицательное отношение к близким. Деспотизм выражается в том, что ребенок изыскивает множество способов, чтобы проявить власть по отношению к близким. Нередко деспотизм проявляется в семье с единственным ребенком. В семье же где несколько детей, появляется ревность.
Говоря о плюсах значения кризиса трех лет, мы указываем на возникновение новых характерных черт личности ребенка. Установлено, что если кризис, в силу каких-либо причин протекал невыразительно, это в последующем возрасте приведет к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка.
Возникновения новообразований в критическом возрасте своеобразны и специфичны. От новообразований стабильных возрастов они отличаются тем, что носят переходный характер.
Явления, которые проявились в период кризиса, меняют отношение ребенка к другим людям и себе самому. В этот период происходит психологическое отделение малыша от родных взрослых, меняется социальная позиция по отношению к окружающим людям, появляется желание проявить свое «Я», которое может быть реализовано только противопоставляя себя взрослому. Как считал Д. Б. Эльконин, основным новообразованием в этот период является личное действие и сознание «Я сам».
В период дошкольного детства ребенок выходит за пределы семейного мира, и взрослый теперь для него не просто мама или папа, а носитель определенной роли, функции. Поведение ребенка направлено на установление отношений с миром взрослых, миром социальных отношений.
Кризис трех лет – это граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка, который проявляется с разной интенсивностью.