Татьяна Стрелкова
Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки.
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки.
Подготовила: Стрелкова Татьяна Васильевна, учитель музыки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №14 им. И. М. Смоктуновского г. Красноярска.
Публикация «Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки,» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыкальные сказки. Сценарии
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
У детей младшего школьного возраста ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, воображение, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.
В жизни школьника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в младшем школьном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения, хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, до сих пор является одной из спорных проблем психологии.
В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение зависит от опыта, а опыт ребенка растет и складывается постепенно, но отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.
В отличие от взрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, ни своими эмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого. Бедность воображения взрослых связана с излишним закреплением привычных связей, с их стереотипностью. Деятельность воображения в детстве все-таки интенсивнее, и место воображения в психической жизни ребенка значительнее, чем в жизни взрослого.
С этим особым значением воображения для жизни ребенка связана всем известная тяга детей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы из их опыта. Новое объединение и перекомбинирование знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность. Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Ребенок стихийно тянется к тому, что может дать новые приемы фантазирования, что помогает легче различить, что «по правде», а что «понарошку», легче установить границу между выдумкой и действительностью. Слушая небылицы, переживая их, ребенок в то же время постепенно воспитывает в себе критика.
Взрослый, испытывая чувство, рожденное образами фантазии, умеет «не выпускать» его вовне, отдает себе отчет в том, что оно не всегда имеет право на реализацию в действии. Взрослый умеет преодолеть такое чувство. Ребенок же еще не способен к такому преодолению.
Творческое воображение развито не одинаково. Используя специальные упражнения, можно развить у человека способность к воображению вообще и даже к созданию ранее не типичных для него образов, для этого предлагается заниматься той деятельностью, в которой требуется такое воображение. Развитию воображения содействуют крылатые фразы, образные выражения, поговорки, пословицы, которые необходимо возможно чаще использовать при объяснении нового и повторении старого материала. И, конечно, воображение формируется в ходе творческой деятельности, в процессе которой активно функционируют мышление, память, воля, эмоции, общение.
Таким образом, для развития воображения на занятиях, в том числе и музыкальных, ставятся перед учащимися такие задачи, которые позволяют проявить самостоятельность, находчивость, инициативу, творчество, воображение; мысленно соотносить имеющийся опыт с настоящей или будущей практической деятельностью.
Развитие воображения осуществляется путем создания условий для творческого музыкального восприятия детьми младшего школьного возраста музыкально-художественных произведений.
Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие – прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как эстетический художественный феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие – восприятие, адекватное музыке, ее художественному смыслу. Ибо только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть лишь звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности приобретенные навыки и умения пойдут на пользу общему музыкальному развитию.
Музыкант и психолог Л. М. Кадыцын предлагает интересный взгляд на формирование переживаний в процессе музыкального восприятия. Сам процесс музыкального восприятия он делит на два качественно разных этапа.
На первом этапе формируются представления, обусловленные только звучанием данной композиции. Это представление о самом музыкальном произведении – его строении, мелодии, сопровождении, их красочности и соотношении между собой, а также о переживаниях, вызванных звучанием произведения.
Второй этап процесса музыкального восприятия – интерпретация, осмысление социальной значимости исходных содержательных представлений и переживаний, которая может быть обусловлена лишь предпочтениями, потребностями, позицией слушателя. На втором этапе слушатель не испытывает новых переживаний – он следит за сменой и развитием уже осознанного, постигая новые оттенки и уточняя известные.
Таким образом, на первом этапе ребенок постигает смысл музыкального произведения. На втором этапе этот смысл углубляется, произведение открывается новыми гранами. По существу, восприятие музыки - это осознание субъективного образа, отражающие реальные грани музыкального сочинения в единстве его содержания и формы. Ребенок, воспринимающий музыку, не только постигает ее сущность, разбирается в структуре самого произведения, он как бы дополняет музыкальные образы немузыкальным материалом, через разнообразные ассоциативные связи соединяет отраженный в произведении опыт художника с личным опытом.
Музыкантами-психологами доказан факт неоднозначности музыкального восприятия : каждый человек, в том числе и ребенок, воспринимает музыку в силу своего опыта слушания, жизненного опыта, богатства творческого воображения. У каждого ребенка образуется «личный запас ассоциаций и образов – своеобразный набор закрепившихся в памяти у того или иного человека следов от прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей и отношений, которые снова могут оживать под воздействием художественного произведения».
Таким образом, мы можем сказать, что восприятие музыки у взрослого и у ребенка неодинаково в силу различного музыкального и жизненного опыта, наличия способностей длительного сосредоточения сложившихся вкусов и интересов. Оно отличается тем, что у взрослого музыка способна вызывать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а также возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку. Кроме того, глубина музыкального восприятия у взрослого человека в большей степени определяется сложившимися вкусами, предпочтениями.
Развитие воображения осуществляется путем создания условий для творческого восприятия детьми младшего школьного возраста музыкально-художественных произведений, в том числе и музыкальной сказки. Выбор именно этой сферы детской деятельности обусловлен рядом причин. Музыкальные сказки являются своеобразными и доступными ребенку «аккумуляторами» эстетического мировидения. В ходе их восприятия ребенок создает особую систему образов. Помимо этого, восприятие образов музыкальных сказок может быть построено как синтетическая форма освоения ребенком мира художественной культуры. Оно способно включить в себя самые различные художественные и музыкальные виды деятельности – рисование, пантомимические движения, слушание музыки и др. Музыкальная сказка в силу ее специфики может стать «идеальным» поводом и предметом для диалога ребенка с взрослым и детей друг с другом.
Развитие творческого воображения на основе образов музыкальной сказки означает, что на первый план перед педагогом выдвигается задача организовать различные формы активности, в которых дети должны проявить специфические черты осмысления ими конкретного литературного и музыкального материала. Наряду с этим необходимо, чтобы педагог обращался к некоторым общим характеристикам детского мировидения, которые стали бы основой создания ими творческих образов музыкальных сказок.
Процесс и результат восприятия детьми образов музыкальной сказки зависит от ряда взаимосвязанных причин. С одной стороны, конкретный текст и мелодию ребенок воспринимает в своей целостности и уникальности. Музыкальная сказка, которую он услышал, единственна и неповторима. Однако, с другой стороны, ребенок знает и другие сказки, его литературный опыт уже достаточно широк. Этот литературный опыт в целом и его отдельные элементы могут влиять на характер и способы восприятия конкретной музыкальной сказки, да и всего окружающего мира, на всю систему образных представлений.
Восприятие образов музыкальной сказки детьми носит творческий характер, выражается он в субъективно эмоциональном и преобразующем отношении ребенка к музыкально-художественному произведению. Черты такого восприятия стихийно формируются в рамках детского сообщества. Надо сказать, что активно творчески воспринимаются детьми в первую очередь те образы, по поводу которых они теряются в догадках или в которых сразу узнают нарушителей спокойного течения привычного жизненного уклада.
Для того, чтобы музыкальная сказка зажила в детской душе своей полнокровной жизнью, сам ребенок должен на время стать ее активным соавтором, вступить с ней в особый диалог. Исходный музыкально-художественный образ – своего рода «полуфабрикат», в нем много незавершенного, он нуждается в дополнительной переработке и достраивании. Ребенок, конечно, всегда с пристрастием относится к сказке, сопереживаете героям, может оставаться таким, каким он был «в книжке». Ему предстоит пуститься в волшебное путешествие, исполненное чудесными, подчас противоречивыми превращениями. Вот он выпорхнул из «родной» сказки, вот – перескочил в другую, а оттуда – на детский рисунок. Вот и воплотился в танцевальном движении и, наконец, лег в основу сюжета новой сказки или истории, но уже придуманной самим ребенком. Главное, что при этом сила детского воображения радикально видоизменяет образ, дарует ему новую жизнь. И тогда Кощей или Баба-Яга могут стать добрыми, а радуга закономерно превратится в росинку.
Активное восприятие музыкальной сказки чаще выражается в отдельных речевых и действенно-игровых проявлениях ребенка, а не в способности пересказать его в результате включенности его в литературную ситуацию, когда он в игровой форме начинает содействовать и сопереживать героям произведения. При этом у ребенка возникает целая гамма переживаний, носящих яркий, эмоциональный характер: удивление, недоумение, радость, ужас, восхищение и т. д. Активность восприятия образов музыкальной сказки в этом возрасте определяется также и возможностью проживании литературной ситуации через различные формы ее внешнего воплощения – изображение, разыгрывание (драматизация).
Интенсивнее воспринимать образы музыкальной сказки помогает движение, т. к. приходится не только воспринимать музыку, но и согласовывать с ней движения, а музыка в свою очередь, придает особую выразительность характеру движений, способствует точности при их смене, содействует их координации или произвольности. При этом музыка является ведущей стороной; ее характер, ее программа, жанр, совокупность выразительных средств определяют вид, характер, построение движения в музыкальных играх и хороводах. Движения становятся средствами выражения художественных образов музыки, изменяются, приобретают тот или иной характер.
Таким образом, восприятие младшим школьником образов музыкальной сказки и их особенностей становится более полным, совершенным при условии воспроизведения их в движении, мимике, жестах и т. д., что является предпосылкой для развития творческого воображения.
Процесс художественной деятельности ребенка при постановке музыкальной сказки более насыщен творческими элементами, нежели его продукт. С учетом этого именно процесс восприятия художественных проявлений и создания соответствующих музыкальных образов должен носить предельно развитый характер. Он должен стать для ребенка глубоко значимым. В этом процессе ведущую роль играет развитие образного видения ребенка.
Итак, развитие воображения ребенка неразрывно связано с развитием восприятия образов музыкальной сказки. Но и творчество в искусстве есть то самое воображение, которое представляет собой эстетическое восприятие внутренних образов как формы и звука – и игру этими образами. В музыкальной сказке материалами восприятия и игры являются образы, мотивы, типы, сюжеты, их развитие. Музыкально-художественный образ, попадая в сознание ребенка, приобретает новые неожиданные измерения. Он преобразуется, довоображается, творится заново, становится игровым. И не потому, что дети используют его в игре, а потому, что он сам становится творческой смысловой игрой. Это бескорыстная, непредсказуемая, бесконечная, радостная и чудесная игра. Ребенок делается соавтором музыкальной сказки, преобразуя музыкально-художественный образ.
Таким образом, развитие воображения осуществляется посредством создания условий для творческого восприятия образов музыкальной сказки. Но для этого мы должны быть готовы к активному взаимодействию с музыкальной сказкой, то есть обладать способностью интерпретировать литературный и музыкальный текст, и создавать гибкие подвижные музыкальные образы. Становление этой способности необходимо осуществлять, во-первых, посредством формирования у детей представлений о том, что образ развивается и изменяется, он многогранен, во-вторых, представлением максимальной свободы в реализации преобразующего восприятия образов музыкальной сказки, в-третьих, созданием содержательного «поля», в рамках которого надо действовать эмоционально, индивидуально, продуктивно. В этом «поле» должны быть заложены возможности неожиданных изменений и разнообразных воплощений музыкального образа, образных аналогий, то есть возможности для возникновения творческих художественно-эстетических образов.
Список использованной литературы
1. Радынова О. П. Музыкальное воспитание для дошкольников : Пособие для студентов. – М. : Просвещение: Владос, 1994.
2. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М. : Просвещение, 1989.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1991.
4. Станкин М. И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. – М. : НПО «МОДЭК», 2001.
5. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? - М. : Знание, 1987.
6. Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу. // Дошкольное воспитание, 1996, №5, с79.
7. Алиева Т. Ребенок в мире образа. // Дошкольное воспитание, 1996, №2, с. 68, №11, с. 75.