Ирина Зеленова
Анализ работы «Основы пожарной безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Основы пожарной безопасности»
Из опыта работы Зеленова Ирина Александровна по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ пожарной безопасности и пожароопасного поведения.
Актуальность проекта
Публикация «Анализ работы „Основы пожарной безопасности“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Пожарная безопасность
- Темочки
По сведениям за 2014 год в России зарегистрировано более 150 тыс. пожаров, в которых погибло более 10 тыс. человек. Есть разные факторы, влияющие на увеличение пожаров в мире, но самой первой причиной остается вина человека.
Родители, хоть и взрослые люди, подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно, так, часто причиной пожара является курение нетрезвым или в неположенном месте. Не говоря уж о том, что не занимаются просвещением ребенка о пожарной безопасности, разрешая детям играть огнеопасными предметами (например, спички, зажигалки в свободном доступе). В силу своего возраста, дети не обладают большими знаниями и навыками для безопасного обращения с огнем и огнеопасными предметами, не способны предугадать опасные последствия своих действий. И поэтому часто причиной пожара является детская шалость.
Надо изменить сознание человека, надо серьезней подходить к проблеме пожарной безопасности. И начинать надо с детского возраста, тем более, что он является наиболее благоприятным для формирования основ пожарной безопасности. ДОУ, педагогам и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, проводить целенаправленную работу по формированию у детей культуры пожаробезопасного победения.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ пожарной безопасности и пожаробезопасного поведения.
Задачи:
Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.
Формировать чувство повышенной опасности огня.
Формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, представление о труде пожарных.
Формировать умение вести себя в случае пожара.
Формировать чувство осторожности и самосохранения, дисциплинированность, выдержку.
Вовлечь родителей их в образовательный процесс ДОУ.
Содержание образовательного процесса в ДОУ в дошкольных группах определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования: "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
В своей работе я всегда придерживаюсь принципов организации воспитательно-образовательного процесса.
Принципы организации воспитательно-образовательной работы
• Принцип полноты. Содержание программы реализуется в каждом разделе ООП.
• Принцип системности. Работа ведется не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года.
• Принцип учета возрастных особенностей. Методы, занятия, игры, экскурсии и наблюдения проводятся с учетом возраста и окружающих условий.
• Принцип последовательности. Знания, сообщаемые детям, опираются на уже освоенные и постепенно уточняются, усложняются и дополняются.
• Принцип интеграции. Тематика работы по безопасности включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также и другие виды ежедневной деятельности детей.
• Принцип наглядности. Дети не только слушают рассказы, но и сами все трогают, пробуют, делают (экспериментирование).
• Принцип преемственности работы детского сада и семьи. Родители являются первыми воспитателями ребенка, которые продолжают работу (беседы, игры и т. п.) с ребенком.
Вся воспитательно - образовательная работа моя строится по трем модулям:
1. Работа с детьми.
2. Работа с педагогами.
3. Работа с родителями.
Вся образовательная деятельность с детьми делится на:
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной, продуктивной);
• образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах;
• самостоятельную деятельность детей;
В следующей таблице я перечисляю формы организации детей в образовательной деятельности, а в скобках указываю тему мероприятия:
Формы образовательной деятельности
Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей
Формы организации детей
• Совместные действия ("Тушим костер")
• Наблюдения ("Пожарный щит")
• Беседа ("Польза и вред огня")
• Чтение (стихи, сказки, рассказы по теме)
• Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов
• Экспериментирование ("Горит-не горит")
• Продуктивная деятельность (Аппликация "Пожарная машина") • Беседа
• Чтение (произведения об огне о причинах пожара и т. п.)
• Совместные действия
• Напоминание
• Рассматривание (иллюстрации о работе пожарных)
• Игра (д/и "Пожароопасные предметы")
• Драматизация сказок (по сказке Холина И. "Как непослушная Хрюшка едва не сгорела")
• Просмотр и анализ фильмов
• Наблюдения • Создание соответствующей предметно-развивающей среды для:
• Рассматривания иллюстраций
• Продуктивной деятельности (рисуем по сказкам)
• Обыгрывания ситуаций ("Что делать, если упала горящая свечка. ")
• Сюжетно-ролевых игр ("Пожарные на учении")
• Дидактических игр ("Что нужно пожарному")
• Подвижных игр (Эстафета "Спаси животных")
Результаты освоения темы детьми:
Знают электрические приборы и их назначение.
Знают причины возникновения пожара, опасные предметы в быту.
Осознают пользу и опасность огня в жизни людей.
Соблюдают элементарные правила пожарной безопасности.
Овладели навыками правильных действий в случае пожара.
Умеют предвидеть опасные ситуации в окружающем мире и обходить их.
Дети стали более осторожными и дисциплинированными.
Родители стали активнее принимать участие в жизни ДОУ и детей.
Результаты описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. (в презентации)
Второй модуль «Работа с педагогами»
В детском саду проведена работа по повышению компетентности педагогов по проблеме обучения детей основам пожарной безопасности дошкольников. Мной разработана программа по обучению педагогов ДОУ ИКТ технологии. После 40часового курса педагоги стали использовать в своей деятельности ИКТ в работе с родителями (написание памяток, консультаций и т. п., в том числе и при подготовке к образовательной деятельности с детьми. Тема ИКТ технологии актуальна тем, что широко используется при аттестации педагогических работников. Мои коллеги стали более компетентными в этой области.
Я выступала с опытом работы на базе ДОУ района и знакомила педагогов с разными методами и формами организации работы с детьми основам пожарной безопасности; делилась презентациями НОД, созданными с использованием ИКТ (в презентации)
Третий модуль «Работа с родителями».
Педагоги-новаторы отмечали, что сфера отношений «родители - воспитатели» является важной в дошкольном возрасте. Общение со взрослыми, совместная деятельность имеют большое значение для формирования мотивов поведения и накопления опыта детей. (Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Л. П. Буева, Н. Ф. Голованова, С. А. Козлова, Н. Г. Косолапова, М. В. Крулехт и др.)
Наиболее эффективные формы работы с семьей, которые я проводила:
• Анкетирование ("Пожарная безопасность")
• Консультации и беседы ("Чтобы не было беды")
• Родительские собрания ("Причины пожара и как уберечь детей")
• Конкурсы ("Будь осторожен с огнем")
• Создание ширм, памяток, буклетов ("Что нужно знать о пожарной безопасности", "Безопасность при пожаре", Безопасность дома")
• Совместные праздники (Развлечение «Огонь-друг, огонь – враг»)
Анкетирование с родителями я стараюсь проводить при изучении каждой новой темы. Оно мне помогает правильно организовать работу с родителями и дошкольниками.
Памятки или буклеты печатаю для всех родителей, чтобы в их семейной копилочке были правила и полезные советы на все случаи жизни, которые пригодятся для воспитания и развития детей.
Семейные конкурсы и совместные праздники с детьми очень сплачивают родителей и детей друг с другом.
Известно что художественная литература - хороший друг и учитель. Поэтому при изучении новой темы собираю список литературы, рекомендованной для родителей по изучению и бесед с детьми по теме.
И вот такой перечень произведений я собрала для изучения основ пожарной безопасности :
Е. Хоринский "Спичка-невеличка"
П. Голосов "Сказка о заячьем теремке и опасном коробке"
И. Холин "Как непослушная Хрюшка едва не сгорела"
А. Жигулин "Пожары"
Б. Житков "Пожар в море",
Л. Толстой "Пожар", "Пожарные собаки";
С. Маршак, "Пожар", "Рассказ о неизвестном герое"
С. Михалков "Дядя Степа"
Л. Толстой, "Пожар", "Пожарные собаки"
Б. Житков "Пожар", "Дым", "Пожар в море"
К. Чуковский "Путаница"
В. Гальченко "Первая тревога"
С. Я. Маршак "Кошкин дом"
Л. Орлова "Как стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел"
В своей работе я использую литературу:
I. АвдееваН. Н, КнязеваН. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста - СПБ: Детство- Пресс,2004.
2. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. Москва. 2008.
З. Брешина В. И. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие Москва,2004
4. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. Москва2008
5. Шаталин А. А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте! // После уроков – 2002.
6. Шорыгина ТА. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. Творческий центр. Сфера. Москва. 2007.