Губина Светлана
Основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Новизна опыта состоит в использовании блочной системы. Что способствует формированию финансовой грамотности дошкольников. Мы еще вовлекли в эту программу и детей раннего возраста и узких специалистов,логопед,психолог, муз. Рук, инструктор по физкультуре
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомление с работой финансовых институтов. а тем более спецефических понятий (как инфляция,ценные бумаги,биржа и т. д.
Организационный этап включил обучение педагогов (просмотр вебинаров, изучение и подбор методической литературы, подбор необходимых материалов, изготовление лэтбуков. Включили программу по финансовой грамоте в общеобразовательную как вариативную часть. Учавствовала с программой по финансовой грамотности в краевом конкурсе грани мастерства.
Следующий этап реализации программы педагог – родитель. На этом этапе познакомила родителей с данной темой, провела анкетирование. Результат анкетирования на 61% рано, 27% не интересно,10% не задавались вопросом 13% родителей поддержали. для родителей были оформлены стенды,с консультациями. Раздала памятки «Как правильно ходить с детьми в магазин»Родители помогли оформить уголок по финансовой грамотности изготовили своими руками д/игры.
Следующий этап педагог воспитанник. В первую очередь провела диагностику Оформила уголок по финансовой грамотности. Разработала перспективный план. Занятие проводятся раз в неделю во второй половине дня.
Программа состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием:
1. «Труд и продукт (товар)»;
2. «Деньги и цена (стоимость)»;
3. «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»;
4. «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки разработан в соответствии с СанПин и в соответствии с учебным планом учреждения.
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. В своей работе использую следующие методы и приемы:
- комплексно-тематические занятия,
- сюжетно-ролевые,
- дидактические, настольные игры,
- интеллектуальные игры,
- развлечения,
- экскурсии,
- беседы,
- чтение художественной литературы.
Все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества.
Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Дети очень любят играть в сюжетно ролевые игры. «Поход в магазин» Здесь они смотрят цену сколько стоит товар? Если совершают покупки считают деньги
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование музыкальные и физкультурные занятия и обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию ребенка.
В группе создан центр «Экономическая азбука», в котором расположены дидактические и настольно-печатные игры «Кто что делает?», «Кто трудится, кто играет?», «Разложи товар», «Кому что нужно для работы», «Лото», «Хочу и надо»;; расширила сюжетно-ролевые игры атрибутами: магазин дополнили фруктами, тортами, сделали макет банкомата, сшили специальную одежду к разным профессиям (парикмахеру, врачу, продавцу).
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: что эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств. Весь процесс построен на принципе от простого к сложному. Ребенку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок с детства знающий цену деньгам и способы их заработать с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
В дальнейшей работе для себя поставила задачи: продолжать повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу, продолжать работу с детьми.
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.